Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Александровой Ю.К,
судей
Зарочинцевой Е.В,
Яшиной И.В,
при секретаре
Монгуш С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Князева Д. А. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2018 года по гражданскому делу N 2-2067/2018 по иску Князева А. А. к Князеву Д. А. о взыскании суммы в счет возмещения расходов, понесенных на организацию похорон, судебные расходы,
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В, выслушав объяснения представителя ответчика - Герман П.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы; объяснения представителя истца - Ерназаровой (Бодренко) Ю.А, возражавшей против отмены решения районного суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Князев А. А. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Князеву Д.А, как законному представителю несовершеннолетнего "... ", о взыскании за период с сентября 2014 года по октябрь 2016 года расходов по оплате коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в сумме 34 841 рубль; также просил взыскать с Князева Д.А. в счет возмещения расходов, понесенных на организацию похорон К, 56 815 рублей.
В обоснование иска ссылался на то, что К. умер 28 марта 2017 года. Истец и ответчик являются наследниками умершего по закону.
Наследственное имущество состоит из 1/5 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес". Право собственности в порядке наследования на указанную долю квартиры оформлено наследниками в равных долях. Организацией похорон занимался истец и понес расходы в размере 119 192 рубля. Ответчик расходы на погребение умершего не нес, в связи с чем истец полагал, что с него подлежит взысканию 1/2 доля расходов на погребение.
Определением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2018 года исковые требования в части взыскания расходов на организацию похорон и судебных расходов принят к производству суда, а в части взыскания расходов по оплате коммунальных услуг возвращен в связи с неподсудностью.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2018 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с Князева Д.А. в пользу Князева А.А. расходы в размере 56 815 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 904 рубля 45 копеек, а всего 58 719 рублей 45 копеек, в удовлетворении остальной части требований отказано.
С принятым судом первой инстанции решением не согласен ответчик Князев Д.А, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, направили в суд своих представителей.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалованной части и в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
В соответствии с п.1, п.2 ст.1074 Гражданского кодекса РФ необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им, а также расходы, связанные с исполнением завещания, возмещаются за счет наследства в пределах его стоимости.
Требования о возмещении расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть предъявлены к наследникам, принявшим наследство, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.
Статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 5 Закона действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 5 Закона "О погребении и похоронном деле" предусматривает, что в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Таким образом, в силу статьи 5 ФЗ "О погребении и похоронном деле" вопрос о размере необходимых расходов на погребение должен решаться с учетом необходимости обеспечения достойного отношения к телу умершего и его памяти.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. В состав действий по погребению включаются услуги по предоставлению гроба и других ритуальных предметов (венки и другое), перевозка тела (останков) умершего на кладбище, организация подготовки места захоронения, непосредственное погребение, установка ограды, памятника на могилу.
Судом первой инстанции установлено, что К. являлся отцом Князева А. А. и Князева Д.А.
К. умер 28 марта 2017 года.
Наследниками К. первой очереди по закону являлись его сыновья Князев А.А, Князев Д.А, которые приняли наследство в виде 1/5 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", в равных долях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик Князев Д.А, являясь наследником К. принял наследственное имущество, в связи с чем с него подлежит взысканию часть понесенных Князевым А.А. расходов на организацию похорон наследодателя соразмерно доле ответчика в принятом наследственном имуществе, а именно 1/2 доле.
Заявляя требования о взыскании расходов на погребение, истец указал, что им понесены расходы в размере 119 192 рублей. Распределяя между наследниками расходы на погребение, суд первой инстанции полагал необходимым производить расчет взыскиваемых с ответчика денежных средств, исходя из размера затрат (119 192 - 5562)/2, что составило 56 815 рублей.
При этом суд правильно учел при расчете произведенную выплату из бюджета Санкт-Петербурга в размере 5 562 рубля, которая была получена истцом.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что расходы на установку памятника не должны распределяться в равных долях, поскольку памятник на могиле наследодателя изготовлен и установлен в отношении трех лиц, двое их которых захоронены ранее наследодателя, с гравировкой их портретов и надписями. Ответчиком согласия на установку памятника на всех родственников не давалось. В ходе судебного разбирательства обратного истцом не доказано.
В подтверждение расходов на установку памятника истцом представлена квитанция на сумму 60 000 рублей /л.д.38/, иных доказательств стоимости размера затрат, входящих в стоимость изготовленного комплекта, не представлено.
Судом апелляционной инстанции было предложено сторонам представить дополнительные доказательства стоимости понесенных затрат на установку памятника наследодателю, однако такие доказательства не были представлены.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что в таком случае указанные расходы должны быть распределены в зависимости от количества лиц, на которых установлен памятник.
Таким образом, расходы, связанные с приобретением и установкой памятника наследодателю сторон, подлежащие взысканию с ответчика в пользу истца составят 10 000 рублей (60 000/3/2).
В остальной части размер понесенных истцом расходов не оспаривался ответчиком.
Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы на погребение в размере 36 815 рублей (119 192 - 5562 - 40 000), в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 1304 рублей 45 копеек, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2018 года изменить в части взыскания расходов на погребение и государственной пошлины.
Взыскать с Князева Д. А. в пользу Князева А. А. расходы на погребение в размере 36815 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1304 рубля 45 копеек.
Председательствующий:
Судьи::
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.