Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2018 года гражданское дело N2-5908/2017 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2017 года по иску Ашрафзана Никиты Ренатовича к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" о признании безработным, обязании поставить на учет как впервые ищущего работу, назначить и выплатить пособие по безработице.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения представителя ответчика Фоминой А.А, представителя третьего лица Костомаровой А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ашрафзан Н.Р. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Санкт-Петербургскому государственному автономному учреждению "Центр занятости населения Санкт-Петербурга", в котором просил суд признать его безработным, впервые ищущим работу, обязать ответчика с 17.01.2017 поставить на учёт как впервые ищущего работу, назначить и выплатить пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере среднемесячной заработной платы в Санкт-Петербурге, взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 рублей, государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 17.01.2017 обратился структурное подразделение Санкт-Петербургскому ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" в Невском районе Санкт-Петербурга с просьбой поставить его на учет в качестве безработного и выплатить соответствующее пособие, так как он является сиротой, то согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ищущим работу впервые и зарегистрированных в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе, на что последним отказано со ссылкой на то, что имеется период работы в ООО "Новое Поколение", засчитываемый в страховой стаж.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2017 года на Санкт-Петербургское ГАУ "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" возложена обязанность поставить на учет Ашрафзана Н.Р, как впервые ищущего работу с 17.01.2017, назначить и выплатить пособие по безработице за 6 месяцев с 17.01.2017, в размере среднемесячной начисленной заработной платы в Санкт-Петербурге. Из средств Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" в пользу Ашрафзана Н.Р. взысканы расходы на оплату юридических услуг в размере 6000 рублей, госпошлины в размере 300 рублей, в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе ответчик Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, на неправильное применение норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Ашрафзан Н.Р. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен лично, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Имеются основания для изменения решения суда по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Ашрафзан Н.Р. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13.05.2002 отец А.Р.М. ограничен в родительских правах, мать Н.Н.П. лишена в отношении него родительских прав.
С 01.04.2009 по 31.08.2011 истец обучался в специальной общеобразовательной школе N2 (открытого типа) Санкт-Петербурга являлся лицом занятым, имел статус обучающегося, на учете в качестве безработного не состоял.
В период с 2010 по 2011 истец принят на временное трудоустройство в ООО "Новое поколение".
17.01.2017 истец обратился в АЗН Невского района Санкт-Петербурга и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с назначением пособия в минимальном размере на период с 17.01.2017 по 27.01.2017, снят с учета 22.03.2017.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направляется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Правовое значение для предоставления гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для ищущих работу детей, оставшихся без попечения родителей, имеет факт поиска ими работы как лицами, находящимися в этом статусе.
На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятыми считаются граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Ашрафзан Н.Р. является совершеннолетним, однако не достиг возраста 23 лет, в связи с чем, по настоящее время он относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".Ашрафзан Н.Р. в период с 01.04.2009 по 31.08.2011 обучался в специальной общеобразовательной школе N2 (открытого типа) Санкт-Петербурга.
С учетом данных обстоятельств, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что трудовая деятельность истца с 2010 по 2011 годы в ООО "Новое Поколение" являлась ни чем иным как временным трудоустройством в период учебы.
При этом, судебная коллегия отмечает, что в силу действующего законодательства о занятости населения, временное трудоустройство несовершеннолетних не является трудоустройством как таковым. Данная мера социальной поддержки направлена на трудовую адаптацию подростков.
Таким образом, вывод суда о том, что Ашрафзан Н.Р. имеет право на получение пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе проживания, являются обоснованными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем, удовлетворяя требование Ашрафзана Н.Р. обязать ответчика поставить его на учет, как впервые ищущего работу с 17.01.2017, назначить и выплатить пособие по безработице за 6 месяцев с 17.01.2017, суд не учел следующее.
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения" (далее - Закон) установлены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Статьей 3 Закона предусмотрено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений пунктов 2, 3 статьи 31 Закона следует, что с момента признания гражданина в установленном порядке безработным у него возникает право на получение пособия по безработице. При этом в силу пункта 6 названной статьи Закона пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В соответствии со статьей 3 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (далее-Правил), которым утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, требования к подбору подходящей работы.
Пунктом 13 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.
Согласно пункту 15 Правил, ведение регистрационного учета безработных граждан, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
В соответствии с пунктом 17 Правил, ведение регистрационного учета безработных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.
Пунктом 18 Правил безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения, для подбора подходящей работы.
В силу абзацам 3 пункта 2 статьи 35 Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя АЗН Невского района Санкт-Петербурга от 27.01.2017 N680-Т/III Ашрафзан Н.Р. признан безработным с 17.01.2017.
Приказом N730-Т/III от 27.01.2017 истцу назначена выплата пособия по безработице на 6 месяцев с 17.01.2017 по 16.07.2017.
Ашрафзану Н.Р. 5 (пять) раз посещал Агентство занятости населения, где ему предоставлены следующие государственные услуги: по содействию в поиске подходящей работы: выданы выписки вакансий для трудоустройства в качестве столяра (27.01.2017 и 07.02.2017) и направление на работу в ООО "САДКО" по профессии столяр с заработной платой 40000 рублей (21.02.2017), информирования о положении на рынке труда в Санкт-Петербурге, по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии).
После получения направления на работу в ООО "САДКО" по профессии столяр, Ашрафзан Н.Р. добровольно не явился 07.03.2017 на перерегистрацию и не предъявил направление с отметкой работодателя о возможности/не возможности приема на работу.
Приказом N3029-Т/III от 07.03.2017 истцу приостановлена выплата пособия на период с 22.02.2017 по 21.03.2017 в связи с нарушением правил перерегистрации.
Приказом N3907-Т/III от 23.03.2017 выплата пособия по безработице Ашрафзану Н.Р. прекращена в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин по основаниям, предусмотренным в пунктом 2 статьи 35 Закона, по этому же основанию приказом N3926-Т/III от 23.03.2017 Ашрафзан Н.Р. снят с учета в качестве безработного.
Судебная коллегия предлагала истцу предоставить доказательства невозможности явиться в службу занятости по уважительным причинам, однако, такие доказательства не представлены.
При данных обстоятельствах, судебной коллегией признаются правомерными действия ответчика по приостановлению выплаты истцу пособия по безработице, а также последующему снятию истца с учета в качестве безработного с прекращением выплаты ему пособия, поскольку при установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах соответствовали приведенным выше положениям Закона N1032-1.
Таким образом, является ошибочным вывод суда о необходимости возложения на ответчика обязанности по постановке истца на учет, как впервые ищущего работу, назначении и выплате пособие по безработице после снятия с учета в качестве безработного, в связи с чем решение суда подлежит изменению в части указания периода, за который должна быть произведена выплата.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен судом верно, в соответствии с требованиями статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 06 декабря 2017 года изменить.
Изложить первый абзац резолютивной части следующим образом:
Обязать Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр занятости населения Санкт-Петербурга" выплатить пособие по безработице за период с 17 января 2017 года по 21 марта 2017 года включительно, в размере среднемесячной начисленной заработной платы в Санкт-Петербурге с зачетом средств, выплаченных за указанный период в качестве пособия лицу признанному безработным.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.