Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2018 года гражданское дело N2-1826/2018 по апелляционной жалобе Алиева Али Абдурахмановича на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2018 года по иску Алиева Али Абдурахмановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, обязании включить в страховой стаж периоды работы и службы по призыву, обязании произвести перерасчет размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения истца Алиев А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Алиев А.А. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгском районе Санкт-Петербурга и с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд признать незаконным решение УПФ РФ в Выборгском районе о назначении страховой пенсии по старости от 13.03.2017, обязать включить в общий страховой стаж периоды прохождения срочной службы по призыву с 04.05.1981 по 27.10.1981, с 18.04.1982 по 04.05.1982 один месяц за два месяца, периоды с 28.10.1981 по 17.04.1982 один месяц за три месяца, включить в общий страховой стаж периоды работы в фермерском хозяйстве "Отрадное" в должности главы крестьянского хозяйства и члена крестьянского хозяйства с 11.04.1991 по 31.12.1993, с 01.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 года по 01.12.1998, с 01.01.2001 по 31.12.2002, произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом общего страхового стажа и статуса инвалида войны в Афганистане, приравненного к инвалидам Великой Отечественной войны по льготам в пенсионном обеспечении.
В обоснование заявленных требований указал, что с период с 04.05.1981 по 17.04.1982 проходил срочную военную службу, в том числе, с 28.10.1981 года в Республике Афганистан. При определении общего страхового стажа ответчиком не учтена служба, в том числе, участие в боевых действиях в Республике Афганистан в установленном законом порядке. Истец указал, что периоды работы главой крестьянского хозяйства и членом крестьянского хозяйства в фермерском хозяйстве "Отрадное" с 11.04.1991 по 31.12.1994, с 01.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 01.12.1998, с 01.01.2001 по 31.12.2002 не включены в общий страховой стаж в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в пенсионный фонд РФ. С решением ответчика истец не согласен, поскольку в спорные периоды не имелось прибыли. Истец считает незаконным решение о назначении страховой пенсии по старости с 19.12.2016, поскольку полагал, что ответчик должен без заявления истца назначить страховую пенсию по старости по достижении 55 лет по основаниям пункта 3 части 1 статьи 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2018 года на УПФ РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга возложена обязанность включить в общий страховой стаж Алиева А.А. периоды работы членом фермерского хозяйства "Отрадное" с 15.05.1995 по 31.12.196, с 01.01.1998 по 31.12.1998, с 01.01.2001 по 31.12.2001, произвести перерасчет размера страховой пенсии Алиева А.А, с 19.12.16 года, в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Алиев А.А. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в общий стаж периодов прохождения службы по призыву с 18.04.1982 по 04.05.1982 один месяц за два, работы в фермерском хозяйстве "Отрадное" в должности главы крестьянского хозяйства с 11.04.1991 по 31.12.1993, с 01.01.1995 по 14.05.1995, произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом общего страхового стажа и статуса инвалида войны в Афганистане, приравненного к инвалидам Великой Отечественной войны по льготам в пенсионном обеспечении, принятии в указанной части по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Алиев А.А. с 08.12.2008 являлся получателем страховой пенсии по инвалидности, как лицо, признанное в установленном законом порядке инвалидом третьей группы по общему заболеванию.
Страховая пенсия по инвалидности назначена на основании справки МСЭ-2007 N6158499, выданной Бюро N27- филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы".
19.12.2016 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФ РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга от 13.03.2017 Алиеву А.А. назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 32 ФЗ N400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с 19.12.2016 в размере 8167 рублей 86 копеек и на основании пункта 2 статьи 8 ФЗ N166 от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в размере 8679 рублей 74 копейки.
Ранее 19.12.2016 истец с заявлением о назначении страховой пенсии не обращался, в заявлении от 19.12.2016 не просил назначить ему страховую пенсию с момента возникновения права 01.01.2013.
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право истца на две пенсии возникло с 19.12.2016 (с момента обращения).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
С 01 января 2015 года вступил в силу новый пенсионный закон "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 приведенного Закона со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о страховых пенсиях в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 и части 3 статьи 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, страховая пенсия по старости назначается при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 инвалидам вследствие военной травмы мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение досрочной пенсии на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, учитывая, что действующее пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер назначения пенсии, устанавливающий обязательное обращение гражданина (его законного представителя), предполагающего наличие у него права на пенсию, с письменным заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, который только при наличии заявления обязан начать процедуру назначения пенсии, а также отсутствие доказательств обращения истца за назначением пенсии до 19.12.2016, у суда первой инстанции правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения о назначении страховой пенсии от 13.03.2017 не имелось.
Согласно части 1 статьи 11, части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N1015 утверждены "Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Согласно пунктам 10, 16 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
В силу действующих "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы 11.04.1991 по 31.12.1993, с 01.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 01.12.1998, с 01.01.2001 по 31.12.2002 как главы крестьянского хозяйства и члена крестьянского (фермерского) хозяйства должны подтверждаться трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу статьи 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (в редакции, действовавшей до 1997 года) в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Как следует из частей 1, 4, 6 статьи 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 N348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции Закона РСФСР от 27.12.1990 N461-1), глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
Согласно пункту 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N190, время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Таким образом, правила подсчета соответствующего стажа, как в период работы истца, так и в настоящее время предусматривают подтверждение периодов работы члена крестьянского (фермерского) хозяйства, как трудовой книжкой, так и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что факт работы истца в период с 01.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 01.12.1998, с 01.01.2001 по 31.12.2002 в должности члена крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит включению с стаж, так как неисполнение работодателем обязанности по начислению и уплате страховых взносов не может лишить истца гарантированного ему Конституцией Российской Федерации права на пенсионное обеспечение по возрасту.
Дав надлежащую оценку указанным обстоятельствам, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика произвести перерасчет пенсии Алиева А.А. с учетом включения в страховой стаж периодов работы с 01.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 01.12.1998, с 01.01.2001 по 31.12.2002 в должности члена крестьянского (фермерского) хозяйства с 19.12.2016.
Разрешая требования в части отказа во включении в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2002 по 31.12.2002, суд указал, что не подлежит включению указанный период в общий страховой стаж, поскольку в соответствии со статьей 30 ФЗ "О трудовых пенсиях" трудовой стаж для расчета пенсии учитывается по состоянию на 01.01.2002, после этого учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем в Пенсионный фонд РФ в пользу застрахованного лица. Доказательств уплаты страховых взносов за указанный период в материалах дела не имеется.
Решение суда в части включения в страховой стаж истца периодов времени с 01.01.1995 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 01.12.1998, с 01.01.2001 по 31.12.2002 и отказа во включении в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 сторонами по делу не обжалуется, вследствие чего предметом судебной проверки в порядке действия части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении в части включения в страховой стаж истца периодов работы с 11.04.1991 по 31.12.1993, с 01.01.1995 по 14.05.1995 в должности главы крестьянского (фермерского) хозяйства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в спорные периоды.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда и не усматривает оснований для отмены постановленного решения в данной части по доводам апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных разъяснений и толкования закона Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение статьи 237 КЗоТ, гарантирующей право работника на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, исключается при наличии совокупности следующих условий: если лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой, осуществляющее свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которое обязано уплачивать страховые взносы само за себя (страхователь), не исполнило этой обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что в спорные периоды работы истца в крестьянском хозяйстве с 11.04.1991 по 31.12.1993, с 01.01.1995 по 14.05.1995 действовал Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
Из материалов дела следует, что на основании решения Исполкома Краснопартизанского райсовета народных депутатов N74 от 11.04.1991 Алиеву А.А. предоставлен в собственность, пожизненное наследуемое владение земельный участок общей площадью 362,6 га, Алиев А.А. утвержден главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно сведениям трудовой книжки AT-1 N7310111, выданной на имя Алиева А.А, с 12.04.1991 по 15.05.1995 истец являлся главой фермерского хозяйства "Отрадное".
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 N348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N1020 установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год. При этом доход для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, общие от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.06.2014 N1551-О, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей, он уплачивает страховые взносы за себя и за каждого члена крестьянско-фермерского хозяйства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Алиевым А.А. не представлено доказательств уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж Алиева А.А. периодов работы с 11.04.1991 по 31.12.1993, с 01.01.1995 по 14.05.1995 в должности главы крестьянского хозяйства "Отрадное".
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении в части включения в страховой стаж истца периодов прохождения срочной службы по призыву с 04.05.1981 по 27.10.1981, с 28.10.1981 по 17.04.1982 один месяц за три месяца, исходил из того, что при назначении страховой пенсии по старости служба в армии по призыву зачтена в общий страховой стаж в двойном размере, а после предоставления уточненной справки 16.02.2018 период участия в боевых действиях зачтен в тройном размере. Относительно включения в страховой стаж истца прохождения срочной службы по призыву с 18.04.1982 по 04.05.1982 один месяц за два месяца, суд указал, что не подлежит зачету в общий страховой стаж в двойном размере, поскольку приказом МО СССР 17.04.1982 истец уволен в запас и после указанной даты не являлся военнослужащим.
Доводы жалобы истца о необходимости включения ему в стаж для назначения пенсии периода срочной службы в армии с 18.04.1982 по 04.05.1982 один месяц за два месяца судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального закона, регулирующих спорные отношения, они не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая удовлетворении требований в части возложения обязанности произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом общего страхового стажа и статуса инвалида войны в Афганистане, приравненного к инвалидам Великой Отечественной войны по льготам в пенсионном обеспечении, суд первой инстанции не установилправовых оснований для перерасчета страховой пенсии, поскольку истец имеет право на льготы, предусмотренные п.1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", и не относится к участникам Великой Отечественной войны, указанным в статье 110 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" N340-1 от 20.11.1990, в связи с чем не имеется оснований для перерасчета страховой пенсии с применением к расчету ФЗ N4468-1 от 12.02.1993, ФЗ N340-1 от 20.11.1990.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что к нему применяются льготы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 14 ФЗ "О ветеранах" не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, что не свидетельствует о неправильно принятом решении. Оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.