Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Васильевой В.Г., судей Игнатьевой А.Р., Кычкиной Н.А., при секретаре Семеновой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 6 февраля 2019 года апелляционную жалобу представителя ответчика Тихонова С.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2018 года, которым по делу по иску Ишакова И.В. к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" о признании недействительным отказа в приватизации, признании права собственности в порядке приватизации
постановлено:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ в приватизации и признать право собственности Ишакова И.В. на жилое помещение в порядке приватизации по адресу:...
Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г, пояснение представителя ответчика Тихонова С.П, судебная коллегия
установила:
Ишаков И.В. является нанимателем жилого помещения, общей площадью *** кв.м, расположенного по адресу:... по договору социального найма N... от _______.
Указанное жилое помещение является федеральной собственности и закреплено за ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" на праве оперативного управления.
Ишаков И.В, указывая, что он в вышеуказанном жилом помещении проживает с ноября 2016 года, несет бремя его содержания, за свой счет в нем произвел ремонт, оплачивает коммунальные услуги, заключил договор предоставления услуг связи, интернет, право приватизации он ранее не использовал, при обращении к ответчику с заявлением о приватизации жилого помещения, 6 августа 2018 года получил незаконный отказ, обратился в суд с иском к ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" о признании недействительным отказа в приватизации и признании права собственности в порядке приватизации на вышеуказанное жилое помещение.
Судом принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Тихонов С.П. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска по тем основаниям, что спорное жилое помещение построено ответчиком за счет средств от приносящей доход деятельности, он вправе не только распоряжаться данным имуществом, но и придавать указанному имуществу любой статус в рамках действующего жилищного законодательства, при этом ответчик намеревался придать указанному жилому помещению статус служебного, и только после принятия решения учредителя о приватизации проводить вышеуказанную процедуру передачи имущества в собственность работников; ответ ответчика от 6 августа 2018 года не является отказом в приватизации; права истца не нарушены и не ограничены, какие-либо обязанности на него не возложены, у него отсутствуют основания для обращения в суд с указанным иском.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 приведенного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Как видно из материалов дела и установлено судом, вышеуказанное жилое помещение истцу предоставлено по договору социального найма. Он несет бремя его содержания, оплачивает жилищно-коммунальные услуги.
Данное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, находится в оперативном управлении ответчика.
Жилое помещение, занимаемое истцом, не входит в перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, предусмотренных ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Оно не отнесено к служебным жилым помещениям в установленном законом порядке.
Истец ранее не участвовал в приватизации, что подтверждается справкой МКУ "Департамент жилищных отношений городского округа "город Якутск" от _______.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных выше норм права истец имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения. В связи с чем суд обоснованно признал отказ ответчика в приватизации истцом занимаемого им жилого помещения незаконным.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и не могут повлиять на вывод суда о незаконности отказа ответчика в приватизации истцом занимаемого им жилого помещения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Ответчиком доказательств, свидетельствующих об отнесении спорного жилого помещения к числу служебных, сохранении указанного статуса и государственной регистрации в качестве такового не представлено. Согласно выписке из ЕГРП ограничения на спорное жилое помещение отсутствуют (л.д. 82-85). Ответчик указанное жилое помещение передал истцу по договору социального найма, на дату его заключения, спорное жилое помещение в установленном порядке к служебному жилищному фонду не было отнесено.
Отказ ответчика в приватизации истцом занимаемого им жилого помещения нарушает право истца на приобретение в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации, в связи с чем он был вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Таким образом, решение суда первой инстанции в указанной части законное и обоснованное, оно не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Вместе с тем, решение суда в части признания за истцом права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с абз. 1 ст. 7 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В соответствии с п. 7 Примерного положения "О бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы: заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2); документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано; в случаях, предусмотренных п. 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.
Таким образом, вопрос о передаче жилых помещений в собственность граждан отнесен законодателем к исключительной компетенции соответствующих жилищных органов, к которым суд в силу закона не относится. Данный вопрос подлежит рассмотрению ответчиком в административном порядке, путем повторного рассмотрения заявления истца на приватизацию занимаемого им спорного жилого помещения.
В этой связи, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для защиты имущественных прав истца, и как следствие для удовлетворения иска в указанной части.
При указанных обстоятельствах, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового судебного решения, которым отказать в удовлетворении требований истца о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2018 года по данному делу в части признания за Ишаковым И.В. права собственности в порядке приватизации на жилое помещение отменить, принять новое решение в указанной части.
В удовлетворении исковых требований Ишакова И.В. к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу:... отказать.
В остальной части решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2018 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Васильева
Судьи А.Р. Игнатьева
Н.А. Кычкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.