Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Тимофеевой Т.Н, представителя административного ответчика Дьячковского Д.Д,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 07 ноября 2018 года по делу по административному иску Окружной администрации г. Якутска к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) о признании предписания незаконным, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
Окружная администрация г. Якутска обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого в заявлении указано, что 19 сентября 2018г. Якутским комитетом охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) в отношении Окружной Администрации г. Якутска вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований: возложена обязанность убрать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов. Административный истец считает данное предписание незаконным, поскольку уборка территории лесного фонда не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Судом по делу вынесено приведенное выше решение.
Не согласившись с данным решением, представитель административного истца обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Указывает, что земельный участок не является муниципальной собственностью, находится на федеральном объекте лесного фонда, в связи с чем предписание о возложении обязанности по вывозу мусора является незаконным, что судом не учтено. Приводит доводы о том, что расположение несанкционированной свалки не установлено, ссылаясь на отсутствие возможности идентифицировать ее местонахождение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Якутским комитетом охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) проведено рейдовое надзорное мероприятие по обследованию территории Городского округа "город Якутск" на предмет соблюдения природоохранных требований, в ходе которого были выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, в частности, в 100 метрах... с левой стороны в лесу (приблизительным объемом около 240 куб.м. на площади примерно 440 кв.м.) и также с правой стороны от дороги в... (приблизительным объемом около 140 куб.м. на площади примерно 240 кв.м.). В ходе обследования государственным инспектором была произведена фотосъемка и составлен акт N... от 13 сентября 2018 года, на основании которого 19 сентября 2018 г. в отношении Окружной Администрации г. Якутска вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, содержащее требование убрать вышеуказанные несанкционированные свалки.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 3 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд первой инстанции признал законным и обоснованным обжалуемое предписание надзорного органа.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, при отсутствии разграничения земельного участка, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Установлено, что земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, находятся на территории Городского округа "город Якутск", по видам публичной собственности не разграничены, в пользование конкретным лицам не отведены.
Согласно ст. 66 ФЗ "Об охране окружающей среды" государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.
Таким образом, должностное лицо Якутского комитета охраны природы, внося предписание, действовало в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами действующего законодательства, содержание оспариваемого предписания соответствует предъявляемым требованиям закона.
Доводы жалобы о невозможности определения местонахождения несанкционированной свалки опровергается материалами дела. Так, акт обследования и фотоснимки с указанием расположения несанкционированных свалок были направлены в Окружную Администрацию г. Якутска и получены 19.09.2018 г.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 310 КАС РФ не является основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 07 ноября 2018 года по делу по административному иску Окружной администрации г. Якутска к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) о признании предписания незаконным оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.