Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Гайламутдиновой З.С. на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2018 года, которым постановлено: иск Гайламутдиновой З.С. удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан от 16 июля 2018 года и от 19 сентября 2018 года в части отказа включении в специальный стаж периоды работы Гайламутдиновой З.С. с 28 июля 1983 года по 30 ноября 1990 года в должности воспитателя детского сада N 47 и с 1 декабря 1991 года по 12 марта 1992 года в должности учителя средней школы N 7.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан включить периоды работы Гайламутдиновой З.С. с 28 июля 1983 года по 30 ноября 1990 года в должности воспитателя детского сада N 47 и с 1 декабря 1991 года по 12 марта 1992 года в должности учителя средней школы N 7 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Гайламутдиновой З.С. - Эстулина И.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан - Храмцовой А.М, возражавшей доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гайламутдинова З.С. обратилась к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан с иском о включении периодов работы в специальный страховой стаж работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, компенсации морального вреда. В обоснование иска истица указала, что обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии. Однако в назначении пенсии ответчик отказал со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа. С данным отказом истица не согласна, считает, что ответчик необоснованно исключил из указанного стажа периоды работы: с 28 июля 1983 года по 30 ноября 1990 года в должности воспитателя детского садика N 47, с 1 декабря 1991 года по 25 августа 1995 года в должности учителя школы N7, с 1 января 1995 года по 31 августа 1995 года, с 1 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 2000 года по 31 августа 2002 года в должности учителя школы лицея N 300. Просит включить указанные периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию с 3 апреля 2018 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 2500 руб.
Представитель истца в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика в суд не явился.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе Гайламутдинова З.С. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, при этом приводит доводы, изложенные в исковом заявлении.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что 3 апреля 2018 года Гайламутдинова З.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решениями ответчика N КЭ01-12/2086 от 16 июля 2018 года, N КЭ01-12/2086/1 от 19 сентября 2018 года истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа 25 лет на соответствующих видах работ, в который в бесспорном порядке зачтено 16 лет 06 месяцев 10 дней. При этом приведенные выше спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам, ответчиком включены не были.
Сведения о стаже работы ответчиком не приняты в связи с отсутствием подтверждения компетентного органа Республики Узбекистан факта работы истицы в учреждении и в должности, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, отсутствия сведений уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Узбекистан после 1 января 2002 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательств и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Гайламутдиновой З.С.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований для признания его неправильным не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Статья 10 Федерального закона N 173-ФЗ предусматривала, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 173-ФЗ устанавливалось, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 2 ст. 13).
Аналогичные положения предусмотрены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 14 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона N 400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015.
Согласно пункту 10 Правил периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения (пункт 30 Правил).
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 43 Правил).
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Узбекистаном.
Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанного Российской Федерацией и Узбекистаном, предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно статьям 1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 года.
В силу статьи 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Для включения в трудовой стаж периода работы на территории государства-участника Узбекистана, после заключения Соглашения от 13 марта 1992 гожа, необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (пенсионным органом республики Узбекистан), подтверждающим как факт работы в заявленные периоды, так и факт работы в льготных условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также уплату страховых взносов в пенсионный фонд.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную страховую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
То есть, Правление Пенсионного Фонда Российской Федерации добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты - до 1 января 2002 года, а период работы с 1 января 2002 года может быть включен в стаж для назначения пенсии при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истицу страховых взносов на пенсионное обеспечение либо социальное страхование.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из отказного пенсионного дела Гайламутдиновой З.С. следует, что пенсионным органом в адрес компетентного органа неоднократно направлялись запросы о представлении информация по факту ее работы на территории Республики Узбекистан в спорные периоды, в том числе и на соответствующих видах работ, по факту уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение.
Компетентным органом Республики Узбекистан ответ на запрашиваемую информацию о проверке факта работы истицы на территории Республики Узбекистан не представлен.
Отсюда установив, что для включения в специальный стаж периодов работы истицы на территории государства-участника Узбекистана, после заключения Соглашения от 13 марта 1992 года, необходимые сведения компетентным органом данного государства (пенсионным органом Узбекистана) о работе истицы (в том числе в льготных условиях), об уплате страховых взносов в пенсионный фонд Республики Узбекистан не представлены, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорные периоды работы истицы не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Сам по себе факт наименования должности, по которой работала истица в Узбекистане и учреждение, который включены в перечень льготных профессий для назначения досрочной пенсии в России, нельзя признать достаточным основанием для включения этих периодов в выслугу лет. Истица, на момент переезда из Республики Узбекистан в Россию необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии не имела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на толковании норм материального права, с которым судебная коллегия не может согласиться по вышеуказанным основаниям.
Решение суда о включении в страховой стаж периода работы истицы с 28 июля 1983 года по 30 ноября 1990 года, в должности воспитателя детского сада N 47 и с 1 декабря 1991 года по 12 марта 1992 года в должности учителя средней школы N 7 - сторонами не обжалуется.
Поскольку с учетом включенных периодов требуемая продолжительность стажа педагогической деятельности по состоянию на 3 апреля 2018 года истицей не выработан, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что с указанного момента право на досрочное пенсионное обеспечение у Гайламутдиновой З.С. не возникло, обязанность по назначению досрочной страховой пенсии у ответчика отсутствует.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 22 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайламутдиновой З.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.