Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Хасаншина,
судей Р.Г. Гайнуллина, А.Х. Хисамова,
при секретаре судебного заседания Р.Р.Бикчентаеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Х.Хисамова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Арского районного суда Республики Татарстан от 30 октября 2018 года. Этим решением постановлено:
иск удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26797кв.м, адрес: "адрес", кадастровый номер... :789.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26797 кв.м, адрес: "адрес", кадастровый номер... :789, принадлежащего на праве собственности Республике Татарстан в следующих координатах:
Обозначение характерных точек
Координаты X
Координаты Y
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Установить границы местоположения земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь: 1350 кв.м, адрес: "адрес", кадастровый номер... :300, согласно межевому плану от 23 января 2018 года, подготовленному кадастровым инженером Э.Ю.Адиевой, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек
Координаты X
Координаты Y
н1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н9
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н10
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н11
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н12
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н13
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об отмене решения суда, выслушав объяснения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - И.А. Ишмакова в поддержку доводов апелляционной жалобы, возражения представителя Э.А. Абдуллина - А.С.Чижика против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Э.А.Абдуллин обратился с исковыми требованиями к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании результатов межевания недействительными, исключении сведений из ЕГРН, установлении границ земельного участка.
В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь: 1227 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер... :300, о чем 20 декабря 2011 года в ЕГРН внесена запись регистрации N16-16-10/028/2011-443.
В связи с тем, что в настоящее время этот земельный участок имеет статус "ранее учтенный", а его границы не были установлены, по заказу Э.А.Абдуллина кадастровым инженером Э.Ю. Адиевой, были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером... :300 на местности, по результатам которых 23 января 2018 года был подготовлен межевой план. Уточненная площадь земельного участка по результатам проведенных кадастровых работ составила 1350 кв.м.
При проведении кадастровых работ кадастровым инженером было установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером... :300 имеет пересечение с земельным участком, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общей площадью: 26797 кв.м, расположенным по адресу: "адрес", кадастровый номер... :789, принадлежащим на праве собственности Республике Татарстан.
В соответствии с заключением кадастрового инженера пересечение границ земельного участка с кадастровым номером... :300 и земельного участка с кадастровым номером... :789 возникло в результате реестровой ошибки.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от подписания акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером... :300 отказалось, указав уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером... :789.
Э.С. Асал - смежный землепользователь истца акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером... :300 подписала, возражений не представила.
При этом, как указал истец, кадастровая ошибка была допущена при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером... :789 без проведения согласования местоположения спорного земельного участка со смежными землепользователями.
Ссылаясь на изложенное Э.А. Абдуллин просил признать недействительными результаты межевания земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26797кв.м, адрес: "адрес", кадастровый номер... :789.
Исключить из единого государственного реестра сведения о границах земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26797кв.м, адрес: "адрес", кадастровый номер:... :789, принадлежащего на праве собственности Республике Татарстан в следующих координатах:
Обозначение характерных точек
Координаты X
Координаты Y
1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Установить границы местоположения земельного участка, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь: 1350 кв.м, адрес: "адрес", кадастровый номер:... :300, согласно межевого плана от 23.01.2018 составленного кадастровым инженером Эльвиной Юрисовной Адиевой, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек
Координаты X
Координаты Y
н1
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н2
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н3
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н4
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н5
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н6
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н7
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н8
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н9
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н10
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н11
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н12
"данные изъяты"
"данные изъяты"
н13
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Э.А.Абдуллин, представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Арского отдела Росреестра Республики Татарстан при надлежащем извещении в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Третье лицо Э.С.Асал в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных требований.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом он выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером... :789 была проведена с нарушением требований закона; указывает, что установление границы земельного участка истца в соответствии с представленным каталогом координат не устранит фактического пересечения границ участков сторон спора; дополнительно указывает, что обжалуемым решением исключение из единого государственного реестра недвижимости границ земельного участка с кадастровым номером... :789 повлечет за собой невозможность существования данного участка ввиду утраты индивидуализирующих его признаков.
В возражения Э.А. Абдулина на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывается на законность решения суда и отсутствие оснований для его отмены.
Управление Росреестра по Республике Татарстан направило в суд апелляционной инстанции ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Э.С. Асал в суд апелляционной инстанции своего представителя не направила, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица, в связи с наличием в материалах дела доказательств его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - И.А. Ишмаков доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Э.А. Абдуллина - А.С. Чижик возражал против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, считает, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о б отказе в иске.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что Э.А. Абдуллину на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1227 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером... :300 на основании Государственного акта, о чем 20 декабря 2011 года в ЕГРН внесена запись регистрации N16-16-10/028/2011-443.
23 января 2018 года кадастровым инженером Э.Ю. Адиевой по результатам проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером... :300 на местности подготовлен межевой план.
Уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером... :300 по результатам проведенных кадастровых работ составила 1350 кв.м.
При проведении кадастровых работ кадастровым инженером установлено, что граница земельного участка с кадастровым номером... :300 имеет пересечение с земельным участком, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов, общая площадь: 26797кв.м, адрес: "адрес", кадастровый номер... :789 в точках 1-7.
По данным содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером... :789 принадлежит на праве собственности Республике Татарстан, о чем в ЕГРН 29 января 2014 года внесена запись регистрации N16-16-01/013/2014-461.
Из заключения кадастрового инженера следует, что пересечение границ земельного участка с кадастровым номером... :300 и земельного участка с кадастровым номером... :789 возникло в результате реестровой ошибки. В результате допущенной ошибки, содержащиеся в ГКН сведений о границах земельного участка не соответствуют границам земельного участка, полученным по данным контроля определения координат характерных точек границ земельного участка на местности.
Также в соответствии с межевым планом смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером... :300 является земельный участок, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь: 896 кв.м, адрес: "адрес", кадастровый номер... :301, принадлежащий на праве собственности Э.С. Асал, о чем в ЕГРН 30 октября 2014 года внесена запись регистрации N16-16-57/012/2014-339. Э.С. Асал акт согласования границ, уточненных по вышеуказанному межевому плану границ земельного участка истца Э.А. Абдуллина подписала без возражений.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером... :300, в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, была произведена 04 июня 2004 года.
Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером... :789, в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, была произведена 23 декабря 2011 года.
При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 3 ГПК Российской Федерации, статьи 12 ГК Российской Федерации, части 3 статьи 6, части 1 статьи 15, подпункта 4 пункта 2 статьи 60 ЗК Российской Федерации, части 1 статьи 39, частями 1,2,4,5 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласование границ земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером... :789 с Э.А. Абдуллиным не проводилось, между истцом и ответчиком имеется спор о границах, который не был разрешен в установленном законом порядке до внесения сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером... :789 в государственный кадастр недвижимости.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается.
При этом судебная коллегия признает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:09:080201:789 была проведена без нарушений требований закона.
Как следует из положения пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции на дату проведения работ по межеванию земельного участка ответчика) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица).
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
Как указано выше на дату проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером... :789 сведений о регистрации за истцом прав собственности на земельный участок с кадастровым номером... :300, ранее предоставленный ему на праве пользования в сведениях публичного реестра прав на объекты недвижимости не имелось.
В связи с чем согласование смежной границы было произведено с представителем органа местного самоуправления.
При этом судебная коллегия принимает во внимание следующее.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в редакции до 1 января 2017 года (далее по тексту - Закон о кадастре) сведения о ранее учтённых объектах недвижимости с учётом предусмотренного статьёй 7 данного Федерального закона состава сведений, в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, и содержащие такие сведения документы подлежали включению в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Закона от 2 февраля 2000 года N28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Так, при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона о кадастре подлежали включению в ГКН. С 1 января 2017 года такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости в соответствии со статьями 8, 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Закона N 78-ФЗ "О землеустройстве" и представления её на государственный кадастровый учёт в период действия Закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков считаются установленными.
При внесении в ГКН сведений о земельных участках, права на которые возникли у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
При не совершении данных действий такие правообладатели были вправе уточнить границы участков путём составления межевого плана по правилам Закона о кадастре. Сведения об уточнённых границах в этом случае подлежали внесению в кадастр по правилам Закона о кадастре, регламентирующим внесение изменений в ГКН в сведения об объекте недвижимости, а с 1 января 2017 года такие сведения подлежат включению в кадастр недвижимости по правилам, установленным Законом о регистрации.
В соответствии с частями 7, 8, 9 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части; площадью земельного участка, определённой с учётом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость; при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
С 01 января 2017 года согласно части 10 статьи 22 Закона о регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями Закона о кадастре местоположение границ земельных участков при их уточнении подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в установленном этим Законом порядке (статьи 39, 40 Закона).
Аналогичное требование воспроизведено в части 2 и в пункте 2 части 6 статьи 43 Закона о регистрации, согласно которым местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Приведённые положения направлены на обеспечение учёта законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке с участием правообладателей всех вовлечённых в спор земельных участков (часть 5 статьи 40 Закона о кадастре, статья 64 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 6 статьи 43 Закона о регистрации).
Из указанных норм права следует, что отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельного участка при их уточнении, обусловленное нарушением установленного законом порядка межевания или возражениями заинтересованного лица (правообладателя смежного земельного участка), свидетельствует о наличии спора о границах земельных участков; наличие спора о границах земельного участка, не разрешённого согласованием, является препятствием для осуществления государственного кадастрового учёта при уточнении границ земельных участков. Соответственно, данное препятствие устраняется путём признания судом спорных границ установленными в порядке разрешения земельного спора.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на дату проведения работ по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером... :789, земельный участок истца с кадастровым номером... :300 не имел уточненных границ.
Земельный участок с кадастровым номером... :789 поставлен на кадастровый учет 23 декабря 2011 года на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Г.Р. Исламовой 02 декабря 2011 года.
В указанном межевом плане имеются подписи о согласовании границ формируемого земельного участка с представителем палаты земельных и имущественных отношений Арского муниципального района Республики Татарстан К.В. Гумеровым, поскольку на дату проведения кадастровых работ в едином государственном реестре недвижимости сведений отсутствовали не только сведения об уточненных границах земельного участка истца с кадастровым номером... :300, но и сведения о регистрации права собственного на него. Как следует из материалов дела, право собственности истца на земельный участок истца с кадастровым номером... :300 зарегистрировано лишь 20 декабря 2011 года.
При этом судебная коллегия считает необходимым указать, что наличие на дату постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером... :789 зарегистрированного права собственности истца на вышеуказанный земельный участок и отсутствие в акте согласования местоположения границы земельного участка в составе межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Г.Р. Исламовой подписи Э.А.Абдуллина, само по себе не свидетельствует о наличии нарушения его прав, являющегося основанием признания недействительными результатов межевания земельного участка ответчика.
Отсутствие в акте согласования границ земельного участка, как и отсутствие извещения, о чем указывал Э.А. Абдуллин в исковом заявлении не является достаточным основанием для признания результатов межевания недействительными. Акт согласования границ земельного участка является промежуточным этапом межевых работ и не создает правовых последствий. Это не правоустанавливающий документ, а юридический акт процедурного значения в создании описания участка.
Отсутствие подписи надлежащего лица, ненадлежащее извещение и иные нарушения при согласовании границ земельного участка не ставят под сомнение права владельца участка при отсутствии доказательств того, что его права при проведении работ по межеванию земельного участка нарушены, не могут служить достаточным и безусловным основанием для признания незаконными действий по установлению границ указанного земельного участка на местности и постановке земельного участка на кадастровый учет.
Факт нарушения указанной процедуры должен исследоваться в спорах о границах земельных участков на предмет нарушения прав смежников таким расположением и конфигурацией границ.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства с целью установления факта нарушения или отсутствия нарушения прав истца, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Как указано выше, за Э.А. Абдуллиным зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1227 кв.м, тогда как по данным межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Э.Ю.Адиевой, уточняемая площадь земельного участка с кадастровым номером... :300 составляет 1350 кв.м.
Обращаясь в суд Э.А. Абдуллин указал, что закрепление местоположения границ и характерных точек земельного участка с кадастровым номером... :300 было осуществлено истцом путем установления долговременных межевых знаков по ориентировочным границам (л.д.4).
Между тем из заключения кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером Э.Ю.Адиевой следует, что местоположение границ земельного участка истца определено по фактическими границам, закрепленным забором (л.д.29 оборот), тогда как в разделе сведения об уточняемых земельных участках указано, что такие границы определены по сохранившимся долговременным межевым знакам опорно-межевой сети местности.
Вместе с тем в межевом плане земельного участка с кадастровым номером... :789 в спорных точках границ участков сторон спора сведения о наличии на местности заборов, долговременных межевых знаков, равно как и иных природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка истца не указано.
В нарушении статьи 56 ГПК Российской Федерации истцом доказательств существования на местности фактических границ позволяющих уточнить ранее учтенную площадь земельного участка с увеличением на 123 кв.м по отношению к данным, содержащимся в правоустанавливающих документах, суду также не представлено.
Судебная коллегия считает необходимым указать, что установленная законодателем погрешность при уточнении границ земельного участка, связана с возможными неточными измерениями при предоставлении земельного участка заинтересованному лицу. При этом необходимо указать, что увеличение площади и изменение конфигурации земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах, не позволяет говорить об обоснованности произвольного увеличения площади земельного участка в связи с уточнением его границ, которые при отсутствии фактического землепользования представляют собой попытку захвата земель, находящихся в муниципальной собственности.
При этом обращаясь в суд с требованиями об установлении местоположения спорной смежной границы земельного участка, пересекающейся с поставленным на кадастровый учет по результатам межевания земельным участком с кадастровым номером... :789, истец не вправе был при отсутствии доказанности наличия фактического землепользования требовать определения координат характерных точек границ таким образом, чтобы это привело к изменению фактических характеристик земельного участка, как индивидуально определённой вещи, а именно площади участка, поскольку в судебном порядке не могут быть произвольно изменены ни качественные, ни количественные характеристики земельного участка правообладателя, либо изменены фактические границы земельного участка. Разрешение спора судом лишь приводит существующий объем прав лица на земельный участок в соответствие с действующим земельным законодательством и сложившимся порядком землепользования.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
Заявляя о своих правах на часть земельного участка с кадастровым номером... :789, границы которого были определены до даты регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером... :300, Э.А. Абдуллин фактически претендует на увеличение своего земельного участка за счет участка, находящегося в муниципальной собственности.
Между тем, увеличение площади принадлежащего гражданину земельного участка путем самовольного занятия чужого земельного участка или в порядке уточнения границ (исправления реестровой ошибки) законом в качестве основания возникновения прав на земельные участки не предусмотрено.
Согласно пункту 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая во внимание изложенное, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329, пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Арского районного суда Республики Татарстан от 30 октября 2018 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Э.А. Абдуллина к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании результатов межевания недействительными, исключении сведений из единого государственного реестра недвижимости, установлении границ земельного участка отказать.
Апелляционную жалобу представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - И.А. Ишмакова удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.