Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 октября 2018 года, которым постановлено:
исковое заявление Волкова В.В. - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) включить в стаж на соответствующих видах работ (водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах) период работы Волкова В.В. с 31 августа 1981 года по 5 марта 1999 года в качестве водителя Набережночелнинского производственного объединения пассажирского автотранспорта Татарского транспортного управления (ПОПАТ), переименованного впоследствии в открытое акционерное общество "Набережночелнинское ПАТП-2", назначив досрочную страховую пенсию по страсти с 11 декабря 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Волкова В.В. - Арбузовой О.В, возражавшей доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волков В.В. обратился к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) с иском о включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы в качестве водителя и назначить досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование иска истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа. Ответчик не включил в стаж работы период с 30 июля 1981 года по 5 марта 1999 года в качестве водителя в ОАО "Набережночелнинском ПАТП-2". Считает отказ незаконным. Просит включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии указанный период работы и назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
Представитель истца в суде первой инстанции иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В жалобе отмечается, что факт работы истца в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не был установлен доказательствами, и не подтвержден документально, следовательно, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска. Более того, отмечает, что в материалах дела имеются документы - акты проверок, из которых следует, что в спорный период времени у истца отсутствовала доплата за регулярность. Ссылается на то, что на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию, составил менее 20 лет, тем самым права на досрочную пенсию у истца не возникло.
Ответчик в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии подпунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 11 декабря 2017 года Волков В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 23 января 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого пенсионного стажа. При этом указано, что у заявителя выработано 2 года, а при условии предоставления исходной формы индивидуальных сведений с 1 января 2017 года по 10 декабря 2017 года стаж в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах составит 2 года 11 месяцев 6 дней. В стаж на соответствующих видах работ, в том числе, не включен период с 30 июля 1981 года по 5 марта 1999 года в качестве водителя в ОАО "Набережночелнинское ПАТП-2", так как факт работы на регулярных городских пассажирских маршрутах и полная занятость не подтверждаются. Кроме того, имеются периоды отвлечения от основной деятельности - административные отпуска: с 3 апреля 1998 года по 27 апреля 1998 года, с 24 сентября 1998 года по 8 октября 1998 года.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 31 августа по 5 марта 1999 года имело место постоянная занятость истца на регулярных городских пассажирских маршрутах в должности водителя, истец принял на себя обязательства по выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортными средствами.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда, поскольку судом при вынесении решения допущены существенные нарушения норм материального права, регулирующих порядок назначения пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, согласно подпункту 10 пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с пунктом 1 Письма Минтранса РФ от 2 июля 1992 года N13-пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах" (вместе с "Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от 1 июня 1992 года N 1-2110-15)") (далее по тексту - Письмо Минтранса Российской Федерации от 2 июля 1992 года N13-пр) право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц
Положениями пункта 2 Письма Минтранса Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 13-пр предусмотрено, что подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов; путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров).
На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.
Пунктами 2, 3, 4 раздела 1 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15 (ред. от 13 октября 2015 года) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха далее по тексту - Приказ Минтранса России N15) предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
Из положений пунктов 6, 7 раздела 2 приказа Минтранса России N 15 также усматривается, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Таким образом, приведенные положения нормативных актов прямо предусматривают в качестве необходимого условия - осуществление трудовой деятельности в должности водителя автобусов на регулярном городском маршруте и выполнение указанной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Из копии трудовой книжки истца следует, что Волков В.В. с 30 июля 1981 года принят водителем в филиал N 2 Набережночелнинского производственного объединения пассажирского автотранспорта, впоследствии предприятие реорганизовано в ОАО "Набережночелнинское ПАТП-2", 9 марта 1999 года уволен по сокращению численности.
Из архивной справки от 17 августа 2017 года N 5233 следует, что 30 июля 1981 года - принят на работу водителем 3 класса категории "Д" в а/к N 7, 31 августа 1981 года - допущен к самостоятельной работе; 1 марта 1988 года - значится водителем 2 класса в а/к N25; 1 сентября 1992 года - значится водителем 2 класса в а/к N23; 30 марта 1993 года - значится водителем 1 класса в а/к N23; 13 сентября 1994 года - значится водителем 1 класса в а/к N2; 5 марта 1999 года - уволен с работы по сокращению численности работников.
Поскольку работодатель в спорный период с 1 января 1992 года по 5 марта 1999 года не подтверждает работу истца водителем автобуса на регулярных, городских пассажирских маршрутах, то есть, работу на льготных условиях, предусмотренных пунктом 10 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", судебная коллегия считает, что суд первой инстанции неправомерно включил указанный период в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж Волкова В.В. спорных периодов работы и признания за истцом права на досрочную страховую пенсию по старости нельзя признать законным, подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска в этой части.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 октября 2018 года по данному делу отменить в части включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы Волкова Виктора Васильевича в качестве водителя Набережночелнинского производственного объединения пассажирского автотранспорта Татарского транспортного управления (ПОПАТ), переименованного впоследствии в открытое акционерное общество "Набережночелнинское ПАТП-2" с 1 января 1992 года по 5 марта 1999 года и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по страсти с 11 декабря 2017 года отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.