Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.
судей Сайдашевой Э.Р, Мочаловой Ю.Р,
при секретаре судебного заседания Нуреевой Д.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2018 года, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "данные изъяты" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворено. Определена кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 148 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 140 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 710 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 647 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 517 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере "данные изъяты"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 18833 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере "данные изъяты"
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 июня 2018 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты"" (далее - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является арендатором:
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 148 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 140 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 710 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 647 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 517 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 18833 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,..,... по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" соответственно, что не соответствует их действительной рыночной стоимости.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил определить кадастровую стоимость в отношении земельных участков: с кадастровым номером... в размере "данные изъяты"; с кадастровым номером... - "данные изъяты"; с кадастровым номером... - "данные изъяты"; с кадастровым номером... - "данные изъяты"; с кадастровым номером... - "данные изъяты";... - "данные изъяты".
В судебном заседании представитель административного истца уточнил административные исковые требования, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Суд административные исковые требования удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился административный ответчик - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене по мотивам необоснованности заключения судебной экспертизы, выполненного экспертом общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости" ФИО7 несоответствия данного заключения требованиям закона и федеральных стандартов оценки, неправильного определения рыночной стоимости земельных участков.
В заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 года N 74 "Об арендной плате за землю", решения Городского совета муниципального образования "город Набережные Челны" от 4 октября 2007 года N25/6 "Об утверждении Положения о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город Набережные Челны", арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в муниципальной собственности, рассчитывается исходя из размера ставки земельного налога, который, в свою очередь, исчисляется от кадастровой стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон) предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
Из материалов административного дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "данные изъяты"" является арендатором:
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 148 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 140 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 710 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 647 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 517 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером.., площадью 18833 квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес"
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) по состоянию на 1 января 2015 года, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,..,... в размере "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" соответственно.
Согласно представленному административным истцом отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков... от 31 мая 2018 года, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки "Эдвайс", рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,... по состоянию на 1 января 2015 года составила "данные изъяты"
По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения его рыночной стоимости.
В силу статей 82, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Если заключение эксперта (комиссии экспертов) будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (той же или другой комиссии экспертов).
Статьей 84 указанного Кодекса предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Как следует из заключения эксперта ФИО8 общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости"... от 17 октября 2018 года, вышеназванный отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года: в отношении земельного участка с кадастровым номером... в размере "данные изъяты"; с кадастровым номером... в размере "данные изъяты"; с кадастровым номером... в размере "данные изъяты"; с кадастровым номером... в размере "данные изъяты", с кадастровым номером... в размере "данные изъяты", с кадастровым номером... в размере "данные изъяты"
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из рыночной стоимости указанных земельных участков, определенной заключением эксперта, с учетом того, что данное заключение в полном объеме соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Данное экспертное заключение подготовила эксперт ФИО9, квалификация которой подтверждается приложенными к экспертному заключению документами об образовании, и которая является членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков". Об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного Кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, эксперт предупрежден.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельных участков, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на его стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обосновано, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Подробно описан процесс оценки земельных участков, обоснован выбор объектов - аналогов, приведена особенность корректировки, подробный расчет рыночной стоимости земельных участков с использованием сравнительного подхода.
Указанное заключение эксперта неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного заключения не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, о необоснованности заключения судебной экспертизы, выполненного экспертом ФИО10 общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы недвижимости", несоответствии его требованиям закона и федеральных стандартов оценки, неправильном определении рыночной стоимости земельных участков, неубедительны, не подтверждены допустимыми доказательствами и не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.