Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
Хожаиновой О.В, Шидаковой О.А,
рассмотрела в порядке упрощённого (письменного) производства частную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на определение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2018 года о возвращении апелляционной жалобы по административному делу по административному иску Гутникова Александра Владимировича к Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления, понуждении совершить определённые действия, заинтересованные лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 12 сентября 2018 года удовлетворён частично административный иск Гутникова А.В. к Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления, понуждении совершить определённые действия: признано незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 11 мая 2018 года N869-п "О рассмотрении заявления Гутникова Александра Владимировича о предоставлении земельного участка, площадью 38 кв.м. в собственность, расположенного по адресу: "адрес", в районе котельной "Дружба", в порядке завершения оформления прав", на Администрацию города Ялта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 04 августа 2016 года о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав указанного земельного участка и принять решение с учётом установленных обстоятельств.
11 октября 2018 года заинтересованным лицом Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на данное решение подана апелляционная жалоба.
Определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 октября 2018 года указанная апелляционная жалоба оставлена без движения, как несоответствующая требованиям статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым предложено в пятидневный срок со дня получения копии определения исправить недостатки жалобы, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2018 года апелляционная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение суда от 12 сентября 2018 года возвращена.
Не согласившись с указанным определением судьи, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым подал частную жалобу, в которой просит обжалуемое определение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ввиду того, что при приёме документов уполномоченным работником суда проверяется наличие приложения, никаких недостатков в отношении приложения к апелляционной жалобе, не было. Кроме того, указано, что определение судьи от 15 октября 2018 года поступило в адрес Департамента только 08 ноября 2018 года.
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда в соответствии с требованиями статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Возвращая апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение суда по вышеуказанному административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 31 октября 2018 года недостатки апелляционной жалобы, указанные в определении судьи от 15 октября 2018 года, - не устранены.
Требования к содержанию апелляционной жалобы установлены статьёй 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частности, согласно части 2 данной статьи, апелляционная жалоба подписывается лицом, её подающим, или его представителем. К апелляционной жалобе, поданной представителем, должны быть приложены документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также иные документы, указанные в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, если они отсутствуют в деле.
Лицо, подающее апелляционные жалобу, представление, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалобы, представления и приложенных к ним документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом (часть 6 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статьи 300 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 части 1, частями 2 - 6 статьи 299 настоящего Кодекса, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для устранения недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.
В случае, если лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление, выполнит в установленный срок указания, содержащиеся в определении судьи, жалоба, представление считаются поданными в день первоначального поступления их в суд.
Пунктом 2 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, если в установленный срок не выполнены указания судьи, содержащиеся в определении об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения.
Из материалов дела следует, что определение об оставлении апелляционной жалобы без движения вынесено судьёй Ялтинского городского суда Республики Крым 15 октября 2018 года, его копия направлена в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым согласно сопроводительному письму - 16 октября 2018 года.
Согласно копии листа разносной книги для местной корреспонденции Ялтинского городского суда Республики Крым (л.д. 151), копия определения судьи по делу N2а-2595/2018 получена Департаментом имущественных и земельных отношений 29 октября 2018 года. Таким образом, исходя из этой даты, пятидневный срок, установленный судом для устранения недостатков апелляционной жалобы, заканчивается 05 ноября 2018 года.
При этом, судья районного суда пришёл к выводу об окончании установленного им срока для устранения недостатков апелляционной жалобы 31 октября 2018 года, то есть, явно преждевременно, поскольку при решении вопроса о возвращении апелляционной жалобы им не учтены надлежащие доказательства даты получения заявителем копии судебного акта и срока, необходимого для устранения недостатков апелляционной жалобы.
При этом, следует отметить, что недостатки апелляционной жалобы, указанные в определении судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 октября 2018 года, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, как усматривается из материалов дела, на сегодняшний устранены путём подачи дополнительных документов (л.д. 157, 158).
Учитывая изложенное, определение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2018 года о возвращении апелляционной жалобы не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а административное дело - возвращению в Ялтинский городской суд Республики Крым для выполнения требований статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 октября 2018 года по административному делу N2а-2595/2018 - отменить.
Данное дело возвратить в Ялтинский городской суд Республики Крым для выполнения требований статьи 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.