Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Параламовой Хатидже Арсеновны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация Симферопольского района Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 08 ноября 2017 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Параламова Х.А. обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, в котором просила признать незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, выразившееся в отказе Параламовой Х.А. в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, а также обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассмотреть повторно заявление Параламовой Х.А. о предоставлении ей в собственность земельного участка, площадью 800 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок N в порядке завершения оформления прав на земельный участок в установленный законом срок и принять по нему решение.
Требования мотивированы тем, что заявление административного истца о завершении оформления права на земельный участок административным ответчиком фактически не рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N313.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 08 ноября 2017 года исковые требования Параламовой Х.А. удовлетворены: признано незаконным бездействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по надлежащему рассмотрению заявления Параламовой Х.А. о предоставлении ей земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возложена обязанность рассмотреть заявление Параламовой Х.А. о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок N в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована незаконностью и необоснованностью решения суда. Указано, что предоставленное административным истцом распоряжение Симферопольской районной государственной администрации от 08.08.2008 года N2567-р утратило свою силу. Кроме того, возлагая на Министерство обязанность рассмотреть заявление Параламовой Х.А. повторно, суд не учёл, что Порядок N313 был приостановлен распоряжением Главы Республики Крым от 12.04.2017 N180-рг, что исключает возможность органу государственной власти принять решение по существу заявления.
Относительно доводов апелляционной жалобы со стороны административного истца поступили письменные возражения на апелляционную жалобу о законности решения суда первой инстанции.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности - Кравец А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить. Дополнил, что предоставленное административным истцом распоряжение о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка выдано не административному, а иному лицу.
Представитель Параламовой Х.А. по доверенности Майлыева Ф.Р. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на её необоснованность.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Симферопольской районной государственной администрации АР Крым N2567-р от 08 августа 2008 года Обслуживающему кооперативу "Садоводческое товарищество "Эдельвейс"" дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, площадью 8,0 га, для размещения садоводческого товарищества в районе "адрес" для ведения садоводства из земель запаса лесохозяйственного назначения на территории Добровского сельского совета. Указано, что распоряжение действительно в течение года с момента его издания.
Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в АР Крыма N149-р от 18 февраля 2011 года срок действия распоряжения Симферопольской райгосадминистрации от 08 августа 2008 года N2567-р "О разрешении ОК "СК "Эдельвейс" разработки проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для ведения садоводства на территории Добровского сельского совета в районе с Лозовое" возобновлён.
При этом, пункт 1 распоряжения от 08 августа 2008 года N2567-р изложен в новой редакции: "разрешить Обслуживающему кооперативу "Садоводческое товарищество "Эдельвейс" и 68-ми гражданам - членам ОК "СТ "Эдельвейс" (согласно приложению) разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельных участков площадью до 0,1000 га каждому, в собственность ОК "СТ "Эдельвейс" земельного участка площадью до 1,3774 га в общее пользование (под дороги и прочее), передаче земельного участка площадью 0,5850 га в аренду ОК "СТ "Эдельвейс", расположенных под прудом и охранной зоной пруда сроком до 20.07.2015 года (на срок аренды поверхностного водного объекта) для ведения садоводства из земель запаса, расположенных на территории Добровского сельского совета".
В пункте 3 данного распоряжения также указано, что распоряжение от 11.09.2009 года N2542-р "О возобновлении и внесении изменений в распоряжение Симферопольской райгосадминистрации от 08.08.2008 года N2567-р" признано утратившим силу.
Параламова Х.А, согласно приложению к распоряжению Симферопольской райгосадминитсрации от 18.02.2011 года N149-р, указана в списке членов ОК "СТ "Эдельвейс".
31 марта 2017 года в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поступило заявление Параламовой Х.А. о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок N в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
К заявлению административным истцом приложены: копия паспорта гражданина Российской Федерации, копия свидетельства о браке, копия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АРК от 08.08.2008 года N2567-р, копия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации в АРК от 18.02.2011 года N149-р, кадастровый паспорт земельного участка от 28.12.2015 года N90-02/2015-469462, графический материал.
Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 07 апреля 2017 года за исх. N01-09/12284 Параламовой Х.А. сообщено о рассмотрении её обращения о предоставлении земельного участка, что в силу положений законодательства, действующего на территории Республики Крым до 18 марта 2014 года (п.3 Переходных положений Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам строительства N509-VI от 16 сентября 2008 года), решения органов местного самоуправления либо органа исполнительной власти о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка принятые и неисполненные до 14 октября 2008 года, утрачивают свою силу по истечении двух лет со дня вступления указанного закона. Учитывая изложенное, распоряжение Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республики Крым Республики Крым от 08.08.2008 N2567-р "О разрешении ОК "СК "Эдельвейс" разработки проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для ведения садоводства на территории Добровского сельского совета в районе с. Лозовое" утратило свою силу.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик фактически не принял решения по существу заявления Параламовой Х.А. о предоставлении ей испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о допущенном бездействии. Административным ответчиком не приведено доказательств нарушения административным истцом требований статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", пунктов 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N313, регулирующих возможность возвращения заявителю поступивших заявления с приложением без рассмотрения по существу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Пунктом 4 данного Порядка устанавливалось, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Согласно пункту 5 указанного Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 6-7 Порядка, заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: имя (наименование) заявителя; просьбу о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом должен быть указан желаемый вид права на земельный участок (при условии, что допускается предоставление земельного участка на различных видах прав); адрес, телефон или иной способ связи с заявителем; ссылка на правовое основание льготного (бесплатного) предоставления земельного участка.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона; кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах; документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта; документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии).
При этом, основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трёх рабочих дней со дня его поступления является подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 12 Порядка, основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно части 6 статьи 13 вышеуказанного Закона, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
В силу пункта 15 Порядка, решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Административным ответчиком в направленном административному истцу письме отсутствует как указание на принятие решения об отказе в удовлетворении поданного заявления, так и ссылка на соответствующее основание для принятия такого решения.
Кроме того, при выводе административного ответчика в сообщении административному истцу об утрате Распоряжением от 08.08.2008 своей силы не учтено, что в соответствии с пунктом 1 распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 18 февраля 2011 года N149-р срок действия распоряжения Симферопольской районной государственной администрации от 08 августа 2008 года N2567-р возобновлён.
При этом, как усматривается из пункта 3 распоряжения N149-р от 18 февраля 2011 года, ранее имелось распоряжение от 11 сентября 2009 года N2542-р "О возобновлении и внесении изменений в распоряжение Симферопольской райгосадминистрации от 08 августа 2008 года N2567-р", утратившее силу вследствие принятия распоряжения N149-р от 18 февраля 2011 года.
Письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 07 апреля 2017 года является фактически сообщением разъяснительного характера и не содержит решения, принятого в соответствии с вышеуказанными Законом и Порядком, по существу заявления Параламовой Х.А. о предоставлении земельного участка.
Сведения о несоответствии заявления Параламовой Х.А. и поданных ею документов пунктам 6,7 вышеуказанного Порядка Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в своём письме не указаны, заявление с документами не возвращено.
Исходя из отсутствия доказательств признания в установленном законом порядке незаконными распоряжений Симферопольской районной государственной администрации АРК от 8 августа 2008 г. N2567-р, от 18 февраля 2011 г. N149-р, либо доказательств их отмены, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не рассмотрение Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым заявления Параламовой Х.А. о предоставлении земельного участка по существу в порядке завершения оформления права в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и в порядке, установленном Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N313, нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учётом данных требований закона, суд первой инстанции, в целях восстановления нарушенных прав истца, обоснованно возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Параламовой Х.А. о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Доводы административного ответчика о том, что распоряжение Симферопольской районной государственной администрации АР Крым от 08 августа 2008 года N2567-р утратило силу обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Ссылки в апелляционной жалобе относительно невозможности исполнения решения суда в части повторного рассмотрения заявления Параламовой Х.А. ввиду приостановления действия Порядка, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку, как правильно указано судом, Параламовой Х.А. подано заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок до издания Главой Республики Крым распоряжения от 12 апреля 2017 года N180-рг "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N313", и именно вследствие незаконного бездействия административного ответчика заявление административного истца не было рассмотрено надлежащим образом.
Кроме того, как установлено, распоряжением Главы Республики Крым от 20.06.2018 N263-рг распоряжение Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 года N180-рг "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N313" утратило силу.
Доводы административного ответчика относительно пропуска истцом срока обращения с административным иском в суд также обоснованно опровергнуты судом первой инстанции со ссылкой на отсутствие в материалах дела доказательств получения административным истцом оспариваемого ответа Министерства в иную дату, нежели в указанную административным истцом.
Иные доводы апелляционной жалобы, по своей сути, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Изложенные в судебном заседании апелляционной инстанции представителем административного ответчика дополнительные доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по административным делам, поскольку в оспариваемом ответе Министерства отсутствуют.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 08 ноября 2017 года по административному делу N2а-3030/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.