Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., судейколлегии Назимовой П.С., Захарова Е.И.,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мешавкина Анатолия Сергеевича к Управлению Росреестра по РБ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ о признании незаконным ответа, решения, по апелляционной жалобе административного истца Мешавкина А.С. на решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 19 октября 2018 г, которым, постановлено:
Административное исковое заявление Мешавкина Анатолия Сергеевича к Управлению Росреестра по РБ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным ответа, решения оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения административного истца Мешавкина А.С, его представителя Комлочук Н.С, представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ Санжиевой Е.Б, представителя Управления Росреестра по РБ Лубсановой О.Д, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Мешавкин А.С. обратился с административным иском с требованием о признании незаконным ответа Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-удэ об отсутствии оснований для разграничения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами "... "; о признании незаконным решения и действий по снятию земельных участков с кадастровыми номерами "... " Управлением Росреестра по РБ с кадастрового учета; о понуждении Управления Росреестра по РБ восстановить на кадастровом учете земельные участки с кадастровыми номерами "... "
Исковые требования мотивированы тем, что Мешавкин А.С. является собственником квартиры по адресу "... ". Решением Советского районного суда города Улан-Удэ от 09.04.218 г. отказ в предварительном согласовании предоставления земельных участков признан незаконным, суд обязал КУИиЗ города Улан-Удэ повторно рассмотреть его заявление о предварительном согласовании предоставления земельных участков. После вынесения решения он обратился к кадастровому инженеру за уточнением границ участков. Кадастровый инженер пояснила ему, что земельные участки с кадастровыми номерами "... " сняты с государственного кадастрового учета в ЕГРН. Он обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" с заявлением о разъяснении снятия земельных участков с кадастрового учета. Из ответа от 22 мая 2018 г. ему стало известно, что КУИиЗ города Улан-Удэ направил ответ о том, что основания разграничения права собственности на спорные земельные участки отсутствуют, в связи с чем было принято решение о снятии их с учета. Считает, что снятие земельных участков с кадастровыми номерами "... " было намеренным действием со стороны КУИиЗ города Улан-Удэ, что бы создать условия неисполнимости решения Советского районного суда города Улан-Удэ. В настоящее время спорные земельные участки находятся в составе неразграниченных земель КУИиЗ города Улан-Удэ без кадастровых номеров и границ. Снятие земельных участков с кадастра нарушает его права и законные интересы.
В суде первой инстанции истец Мешавкин А.С. и его представитель Комлочук Н.С. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ Пешняева А.С. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в иске не указана норма закона, которая была нарушена Комитетом. Считает, что Росреестром неверно применено основание для снятия земельных участков с кадастрового учета.
Представитель Управления Росреестра по РБ Эрдынева Э.Л. считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Считает, что при снятии земельных участков с кадастрового учета подпункт 2 пункта 181 Приказа Минэкономразвития России N 943 не мог быть применен.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ Найданова Е.В. оставила вопрос удовлетворения исковых требований на усмотрение суда.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец Мешавкин А.С. просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения.
В суде апелляционной инстанции административный истец Мешавкин А.С, его представитель Комлочук Н.С. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ Санжиева Е.Б, представитель Управления Росреестра по РБ Лубсанова О.Д. считают, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закона N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Из пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ и пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 3 статьи 70 N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";
2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок и о том, что информация о данном земельном участке также направлена в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения государственной собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор.
Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";
3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 г, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".
Из материалов дела следует, что Мешавкин А.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу "... ".
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами "... " внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании оценочной описи от.., кадастровые номера присвоены...
Согласно заключению кадастрового инженера строения, принадлежащие на праве собственности Мешавкину Г.И, находятся в границах участков с кадастровыми номерами "... "
Данный факт сторонами не оспаривается.
... Комитетом по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ был направлен перечень земельных участков с указанием наличия/отсутствия оснований для разграничения прав на земельные участки. В графе основания для разграничения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами "... " стоит отметка - отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что ответКомитета по управлению имуществом и землепользованиюгорода Улан-Удэ основан на нормах действующего законодательства, и объективных данных, которыми располагал орган местного самоуправления на дату дачи ответа.
Законодательство не содержит норм, согласно которым Комитет по управлению имуществом и землепользованию "... ", при указанных обстоятельствах, должен был дать иной ответ - о наличии оснований для разграничения права собственности на спорные земельные участки.
Как следует из выписки из ЕГРН... земельные участки с кадастровыми номерами "... " сняты с кадастрового учета.
Учитывая, что в Управлении Росреестра по РБ отсутствовали сведения о расположении на спорных земельных участках объектов недвижимости, а также сведений о правообладателях расположенных на земельных участках объекта недвижимости, каких-либо нарушений в действиях административного ответчика судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, факт снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами "... " на которых расположена квартира и хозяйственные постройки, принадлежащие на праве собственности Мешавкину А.С, нарушает преимущественное право последнего на получение земельных участков в собственность.
Административным истцомпредпринимались попытки для оформления спорных земельных участков.
Так, решением Советского районного суда города Улан-Удэ от 09 апреля 2018 г. исковые требования Мешавкина А.С. были удовлетворены, решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ от 27.11.2017 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков признано незаконным и отменено. На Комитет по управлению имуществом и землепользовании города Улан-Удэ возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мешавкина А.С. о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Согласно пункт 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, согласно которому если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку часть жилого дома, а также хозяйственные постройки, принадлежащие на праве собственности административному истцу,расположены непосредственно на спорных земельных участках, Мешавкин А.С. имеет преимущественное право на приобретение спорных участков.
Судебная коллегия полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов Мешавкина А.С.в части реализации преимущественного права покупки или аренды земельных участков следует восстановить исключенные сведения о земельных участках с кадастровыми номерами "... "
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 19 октября 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о восстановлении на кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами "... "
Принять в данной части новое решение, которым исковые требования Мешавкина Анатолия Сергеевича в части требований о восстановлении на кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами "... " удовлетворить.
Восстановить земельные участки с кадастровыми номерами "... " на государственном кадастровом учете.
В остальной части решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Б. Казанцева
Судьи коллегии: П.С. Назимова
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.