Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судейколлегии Назимовой П.С., Захарова Е.И.,
при секретаре Эрдынеевой Е.К,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Халтурина Сергея Викторовича к Администрации муниципального образования городское поселение "Усть-Баргузин", Администрации муниципального образования "Баргузинский район", Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" о признании незаконными действия Администрации МО ГП "Усть-Баргузин", о восстановлении сведений о земельном участке, по апелляционной жалобе главы администрации МО ГП "Усть-Баргузин" Мишурина М.А. на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2018 г, которым, постановлено:
Признать незаконным действие Администрации МО ГП "Усть-Баргузин" по снятию с кадастрового учета земельного участка "... " выразившиеся в подачи заявления от... в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.
Восстановить Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:01:380119:5 в Едином государственном реестре недвижимости.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения главы Администрации МО ГП "Усть-Баргузин" Мишурина М.А, представителя административного истца Дьяченко М.В, представителя Управления Росреестра по РБ Эрдынеевой Э.Л, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Халтурин С.В. обратился с административным иском с требованием о признании незаконными действия МО ГП "Усть-Баргузин" по подаче заявления от 19 июля 2018 г. о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "... " и восстановлении сведений о данном земельном участке на кадастровом учете.
Исковые требования мотивированы тем, что 24 февраля 2015 г. Администрация МО "Баргузинский район" вынесло постановление предоставлении истцу в собственность земельного участка, общей площадью "... " из земель населенных пунктов, с кадастровым номером "... " расположенный по адресу "... ". На основании этого постановления между Администрацией МО "Баргузинский район" и Халтуриным С.В. заключен договор купли-продажи земельного участка и подписан передаточный акт. Администрация МО ГП "Усть-Баргузин", зная о наличии правоустанавливающих документов (постановления, договора купли-продажи, передаточного акта) 19 июля 2018 г. обратилась в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета. Оспариваемые действия ответчика нарушают права и законные интересы истца, поскольку снятие земельного участка с кадастрового учета лишает истца возможности приобретения земельного участка в собственность.
В суд первой инстанции административный истец Халтурин С.В. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Дьяченко М.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации муниципального образования городское поселение "Усть-Баргузин" Воротникова Н.В. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что спорный земельный участок не зарегистрирован в установленном законом порядке, имеет статус "временный". Сделки, предметом которых является недвижимое имущество, должны быть зарегистрированы. Несоблюдение данного правила влечет за собой недействительность подобных сделок.
Представитель Администрации муниципального образования "Баргузинский район" Оленникова Г.А. исковые требования оставила на усмотрение суда, пояснив, что постановление от 24.02.2015 г. не отменено, договор купли-продажи не расторгнут.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Бутуханов А.Н. считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, пояснив, что при подачи заявления от МО ГП "Усть-Баргузин" было представлено заявление от главы, его распоряжение. Они проверили документы, установили, что земельный участок не зарегистрирован и сняли его с кадастрового учета.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" Найданова Е.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд письменный отзыв.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава Администрации МО ГП "Усть-Баргузин" Мишурин М.А. просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения.
В суде апелляционной инстанции глава Администрации МО ГП "Усть-Баргузин" Мишурин М.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Административный истец Халтурин С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Дьяченко М.В. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Эрдынеева Э.Л. с доводами апелляционной жалобы согласилась.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 г.) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закона N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Из пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ и пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 7 статьи 72 N 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером "... " осуществлен 21 января 2015 года.
Право собственности на земельный участок не зарегистрировано и на момент подачи Администрацией МО ГП "Усть-Баргузин" сведения о земельном участке носили временный характер.
24 февраля 2015 г. Администрацией муниципального образования "Баргузинский район" вынесено постановление.., согласно которому Халтурину С.В. предоставляется в собственность за плату земельный участок, площадью "... ", из земель населенных пунктов, с кадастровым номером "... " расположенный по адресу "... "
На основании указанного постановления 24 февраля 2015 г. между муниципальным образованием "Баргузинский район" (продавец) и Халтуриным С.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи спорного земельного участка и в этот же день между сторонами договора подписан передаточный акт.
19 июля 2018 г. Администрация МО ГП "Усть-Брагузин" обратилась в Управление Росреестра по РБ с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.
25 июля 2018 года данный земельный участок был снят с кадастрового учета.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что действия Администрации МО ГП "Усть-Баргузин" нарушает права и интересы Халтурина С.В.
В настоящее время Халтурин С.В. не лишен возможности завершения процедуры по предоставлению земельного участка в его собственность.
Постановление о предоставлении земельного участка в собственность Халтурина С.В. от 24.02.2015 г. не отменено, договор купли-продажи от 24.02.2015 г. не расторгнут и в законном порядке не оспорен.
Доводы жалобы о том, что договор купли-продажи земельного участка с 24 февраля 2015 г. до настоящего времени не зарегистрирован были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Гражданским законодательством не предусмотрен срок, в течение которого договор купли-продажи земельного участка должен быть зарегистрирован в органах росреестра, в Постановлении от 24.02.2015 г. также отсутствуют указания о необходимости зарегистрировать договор до определенной даты. В связи с чем Халтурин С.В, как указано выше, не лишен возможности обратится в соответствующие органы для регистрации право собственности на земельный участок на основании указанного договора купли-продажи.
Доводы жалобы о том, что земельный участок носит статус "временный", что земельный участок не огорожен, на нем располагается лесной массив, правового значения для разрешения дела не имеют и основаниями для отмены правильного по существу решения не являются.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 26 ноября 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи коллегии: П.С. Назимова
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.