Дата вступления в законную силу - 21 марта 2019 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дело N 3а-27/2019
15 февраля 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И,
при секретаре Абросимовой Е.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кадесниковой Галины Алексеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
29 декабря 2018 г. Кадесникова Г.А. обратилась с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Правительству РБ, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка, в размере его рыночной стоимости.
Исковые требования мотивированы тем, что она является арендатором земельного участка, площадью "... " с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу "... ". На основании государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия кадастровая стоимость земельного участка на... определена в размере 4 500 802 рубля 49 копеек, что значительно превышает его рыночную стоимость, которая, согласно отчету об оценке рыночной стоимости, равна 1 667 000 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер арендной платы земельного налога, зависящего от размера кадастровой стоимости.
В судебное заседание административный истец Кадесникова Г.А. не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель административного истца Сенюшин А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Республики Бурятия Тришкина Е.С. в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Правительства РБ.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д. в судебное заседание не явилась, направила в суд письменный отзыв, из которого следует, что не возражает против удовлетворения иска. Также в письменном отзыве содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления.
Представитель Администрации города Улан-Удэ Санжиева Е.Б. в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв, в котором просила провести судебное заседание в их отсутствие.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ Цыденжапова Л.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд письменный отзыв, из которого следует, что заинтересованное лицо не возражает против удовлетворения иска. Также в письменном отзыве содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя филиала.
В соответствии с п.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Кадесникова Г.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 03:24:011816:1, площадью 1 238 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов - занимаемый магазином.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 2 от 13 января 2016 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 4 500 802 рубля 49 копеек по состоянию на 01 января 2015г.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно частям 2, 3 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 4 данной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В пункте 6 данного Постановления указано, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 2.7 договора аренды, заключенного 01 июня 2018 г. между Комитетом по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (арендодатель) и Кадесниковой Г.А. (арендатор) предусмотрен порядок расчета арендной платы за землю, который рассчитывается по формуле: Ап = КС з.у. Х S Х К(%), где КСз.у - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, S - площадь арендуемого земельного участка, К(%) - коэффициент от кадастровой стоимости.
Учитывая, что арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, Кадесникова Г.А. имеет право оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N... от... (далее - отчет), выполненные ИП Малыгиным М.Н.
Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-географическое положение Республики Бурятия, провел анализ рынка коммерческой недвижимости города Улан-Удэ, общего состояния рынка земельных участков города Улан-Удэ, исследовал объем предложений объектов продажи земельных участков, а также ценообразующие факторы.
Оценщик использовал информацию газет "Все для Вас", газеты "Из рук в руки", базы данных агентств недвижимости, Интернет ресурсы.
В соответствии с пунктами 12-14 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 297 от 20 мая 2015 года, оценщик при проведении оценки использовал сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. Отказ от использования затратного и доходного подхода к оценке подробно мотивирован.
Применяя сравнительный подход, оценщик выбрал 3 аналога - земельные участки, расположенные в черте г. Улан-Удэ.
По результатам оценки оценщик пришел к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года равна 1 667 000 рублей.
Оценивая отчет по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает его допустимыми доказательствами, поскольку оценка проведена оценщиком, имеющим специальное образование и квалификацию, являющимся действительным членом НП "Саморегулируемая организация ассоциация российских магистров оценки.
Оснований не согласиться с указанным отчетом у суда нет, так как проверив приведенный отчет оценщика, не содержащий в себе каких-либо неясностей и противоречий, суд находит его соответствующим требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Отчет об установлении рыночной стоимости земельного участка представителями ответчиков и заинтересованных лиц не оспорены, сведений о иной рыночной стоимости указанного земельного участка лицами в ходе судебного заседания не представлены.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату подачи административного искового заявления - 29 декабря 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кадесниковой Галины Алексеевны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 1 238 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "... " в размере его рыночной стоимости, равной 1 667 000 рублей, по состоянию на 01.01.2015 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 29 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.