Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова Н.А,
судей
Цакировой О.В.
и Гонеевой Б.П,
при секретаре Шургаевой Л.Н,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Иванова С.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение пенсии, по апелляционной жалобе представителя ответчика Утаевой Б.Б. на решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Гонеевой Б.П. об обстоятельствах дела, выслушав объяснения представителя ответчика Бембиновой С.А, истца Иванова С.С. и его представителя Мололкиной И.А, судебная коллегия
установила:
Иванов С.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) (далее - ГУ - УПФР в Приютненском районе) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, дающий право на назначение пенсии.
В обоснование требований указал, что 9 июля 2018 года он обратился в ГУ - УПФР в Приютненском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением названного органа от 19 июля 2018 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального страхового стажа. В названный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 марта по 5 июня 1993 года, с 21 по 26 октября 2013 года, с 16 по 21 декабря 2013 года, с 17 по 22 февраля 2014 года, а также период работы в должности тренера-преподавателя государственного образовательного учреждения республиканской детско-юношеской спортивной школы "***" (далее - ГОУ РДЮСШ "***") со 2 сентября 2005 года по 14 июля 2006 года. Полагал, что в соответствие с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила), указанные периоды подлежат включению в специальный страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости. С учетом периодов прохождения курсов повышения квалификации и работы в должности тренера-преподавателя он имеет стаж 25 лет 2 месяца 27 дней. Просил возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж названные периоды, а также назначить страховую пенсию по старости с момента первичного обращения, то есть с 9 июля 2018 года.
В ходе судебного заседания истец Иванов С.С, уточнив требования, просил включить в специальный страховой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 марта по 5 июня 1993 года, с 21 по 26 октября 2013 года, с 16 по 21 декабря 2013 года, с 17 по 22 февраля 2014 года, период работы тренером-преподавателем ГОУ РДЮСШ "***" со 2 сентября 2005 года по 14 июня 2006 года, период обучения в Элистинском педагогическом училище им. Х.Б. Канукова с 26 по 30 августа 1985 года.
Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2018 года исковые требования Иванова С.С. удовлетворены частично. На ГУ - УПФР в Приютненском районе возложена обязанность зачесть Иванову С.С. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 1 по 5 марта 1993 года, с 21 по 26 октября 2013 года, с 16 по 21 декабря 2013 года, с 17 по 22 февраля 2014 года, период работы тренером-преподавателем ГОУ РДЮСШ "***" со 2 сентября 2005 года по 14 июня 2006 года и период его обучения в Элистинском педагогическом училище им. Х.Б. Канукова с 26 по 30 августа 1985 года. На ГУ - УПФР в Приютненском районе РК возложена обязанность назначить Иванову С.С. досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения, то есть с 9 июля 2018 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Утаева Б.Б. просит решение суда отменить в полном объеме. Указывает, что у истца по состоянию на 1 января 2001 года стаж работы в должностях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Список), составляет 15 лет 2 месяца 13 дней, а также отсутствует факт работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" вышеприведенного Списка. На этом основании полагает, что у Иванова С.С. отсутствуют условия, необходимые для включения в стаж периода его работы в качестве тренера-преподавателя. Соответственно, права на досрочную страховую пенсию он не имеет. Полагает, что решение ГУ - УПФР в Приютненском районе от 19 июля 2018 года, которым исключены периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации и работы тренером-преподавателем, является правильным.
В возражении на апелляционную жалобу истец Иванов С.С. просил решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившего на нее возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что истец проходил обучение в *** педагогическом училище *** в период с 26 августа 1985 года по 27 июня 1988 года, а пенсионным органом учтен период обучения только с 1 сентября 1985 года по 27 июня 1988 года, поэтому в специальный страховой стаж подлежит включению период обучения с 26 по 30 августа 1985 года. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель отчисляет страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, необходимость повышения квалификации истца связана со спецификой его трудовой деятельности. В этой связи они подлежат зачету в специальный стаж Иванова С.С. Суд также указал, что период работы истца со 2 сентября 2005 года по 14 июля 2006 года в должности тренера-преподавателя ГОУ РДЮСШ "***" подлежит включению в специальный страховой стаж, так как в этот период времени он осуществлял педагогическую деятельность и несоблюдение работодателем п. 12 Правил не может ущемлять его право на льготное пенсионное обеспечение. Поскольку с учетом зачтенных периодов, льготный стаж истца составляет более 25 лет, на ответчика возлагается обязанность назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости со дня его обращения в пенсионный орган.
С выводами суда в части включения в специальный страховой стаж периодов обучения истца в *** педагогическом училище *** и его нахождения на курсах повышения квалификации следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что 9 июля 2018 года Иванов С.С. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность.
Решением ГУ - УПФР в Приютненском районе от 19 июля 2018 года Иванову С.С. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием специального страхового стажа 25 лет, при этом в специальный страховой стаж включен в том числе период обучения истца с 1 сентября 1985 года по 27 июня 1988 года. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и его работы в должности тренера-преподавателя ГОУ РДЮСШ "***" в специальный стаж не зачтены.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и действовавшего в период обучения истца, предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В п. 3.3 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" разъяснено, что педагогическая деятельность считается предшествовавшей учебе или следовавшей за ней и в тех случаях, когда между учебой и работой имела место служба в Советской Армии.
Как следует из материалов дела, приказом N 117 от 26 августа 1985 года Иванов С.С. зачислен в ***. Перед зачислением Иванов С.С. работал воспитателем в лагере труда и отдыха при Первомайской средней школе Приютненского района, а по окончанию обучения и службы в Советской Армии был принят на работу учителем физической культуры в Первомайскую среднюю школу Приютненского района. Соответственно, периоду обучения предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, подлежащая зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пенсионным органом учтен период обучения с 1 сентября 1985 года, тогда как истец был зачислен в училище 26 августа 1985 года.
При таких данных суд обоснованно включил в педагогический стаж оспариваемый период с 26 по 30 августа 1985 года.
Согласно ч. 2 ст. 30 вышеприведенного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно имеющейся в материалах дела справке, выданной муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "***", Иванов С.С, работая учителем физической культуры в указанном учреждении, в периоды с 1 по 5 марта 1993 года, с 21 по 26 октября 2013 года, с 16 по 21 декабря 2013 года, с 17 по 22 февраля 2014 года на основании приказов работодателя находился на курсах повышения квалификации, при этом за ним в данные периоды сохранялись место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, суд правильно включил периоды нахождения Иванова С.С. на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.
Между тем судебная коллегия, учитывая доводы апелляционной жалобы, не может согласиться с выводом суда о включении в специальный страховой стаж периода работы истца в должности тренера-преподавателя в ГОУ РДЮСШ "***" со 2 сентября 2005 года по 14 июня 2006 года.
В силу п. 12 Правил, работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздел "Наименование учреждений" списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, был предусмотрен абз. 3 п. 3 ранее действовавшего постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
Иванов С.С. принят на работу тренером-преподавателем в ГОУ РДЮСШ "***" с 19 марта 2001 года и проработал до 14 июля 2006 года. Занимаемая истцом должность и учреждение, в котором он работал, поименованы в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздел "Наименование учреждений" Списка.
Таким образом, период работы истца в качестве тренера-преподавателя после 1 января 2001 года мог быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в случае, если на 1 января 2001 года истец имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Между тем, на 1 января 2001 года специальный стаж работы Иванова С.С. составил 15 лет 2 месяца 13 дней.
Кроме того, Иванов С.С. в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года не работал в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В связи с изложенным правовых оснований для включения в льготный стаж периода работы истца в качестве тренера-преподавателя в ГОУ РДЮСШ "***" со 2 сентября 2005 года по 14 июня 2006 года не имеется.
С учетом зачтенного ответчиком на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии стажа 24 года 3 месяца 7 дней, и включенных судом спорных периодов обучения и нахождения на курсах повышения квалификация, специальный стаж истца составил на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 24 года 4 месяца 5 дней.
Следовательно, по состоянию на 9 июля 2018 года у истца отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции вышеуказанное не учел и допустил существенное нарушение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в силу чего решение суда подлежит отмене в части возложения на пенсионный орган обязанностей по включению в специальный страховой стаж истца период работы в должности тренера-преподавателя в ГОУ РДЮСШ "***" со 2 сентября 2005 года по 14 июня 2006 года и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 9 июля 2018 года с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Иванова С.С.
Поскольку иных доводов апелляционная жалоба не содержит, решение суда в остальной части подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2018 года отменить в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) обязанностей по включению Иванову С.С. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы тренером-преподавателем государственного образовательного учреждения республиканской детско-юношеской спортивной школы "***" со 2 сентября 2005 года по 14 июня 2006 года и назначению досрочной страховой пенсии по старости с момента его обращения, то есть с 9 июля 2018 года.
В удовлетворении исковых требований Иванова С.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (межрайонное) в части возложения обязанности по включению Иванову С.С. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы тренером-преподавателем государственного образовательного учреждения республиканской детско-юношеской спортивной школы "***" со 2 сентября 2005 года по 14 июня 2006 года и назначению досрочной страховой пенсии по старости с момента его обращения, то есть с 9 июля 2018 года отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи: О.В. Цакирова
Б.П. Гонеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.