Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Фроловой Т.В,
судей: Ворожцовой Л.К, Пастухова С.А,
при секретаре: Крюковой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Харченко Ирины Викторовны, в лице представителя Похоруковой Татьяны Викторовны,
на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 октября 2018 года
по иску Харченко Ирины Викторовны к администрации города Новокузнецка о признании права собственности на жилой дом в реконструированном состоянии,
УСТАНОВИЛА:
Харченко И.В. обратилась в суд с иском к администрации города Новокузнецка о признании права собственности на жилой дом в реконструированном состоянии.
Требования мотивированы тем, что она с 12.05.2005 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 27 кв.м, в том числе жилой - 18,2 кв.м, что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права, выданным 24.06.2005 Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области.
С 2005 года под индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками на основании распоряжений администрации г. Новокузнецка и заключенных договоров аренды из земель населенных пунктов ей предоставлен земельный участок площадью 494 кв.м, с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". На основании договора аренды N от 26.06.2018 земельный участок передан в аренду до 26.06.2021.
Согласно данным технического паспорта в 2017 году ею выполнен жилой пристрой к основному строению общей площадью 23,3 кв.м, в связи с чем, общая площадь жилого дома составляет 43,8 кв.м, жилая - 35,6 кв.м.
01.03.2018 комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, ей было отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома в связи с отсутствием документов, указанных в ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием документов, указанных в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.
Просит признать за ней право на самовольную постройку в виде реконструированного жилого дома N "адрес", так как строение соответствует строительным нормам и правилам, не нарушает права и интересы третьих лиц, в том числе Правила землепользования и застройки г. Новокузнецка.
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 октября 2018 года постановлено:
Харченко Ирине Викторовне в иске к администрации города Новокузнецка о признании права собственности на жилой "адрес" в реконструированном состоянии отказать.
В апелляционной жалобе представитель Харченко И.В. - Похорукова Т.В. просит решение отменить, исковые требования Харченко И.В. удовлетворить.
Ссылается на то, что как до, так и после проведения реконструкции жилого дома, истец не знала и не могла знать о наличии распоряжения об утверждении красных линий и водоохранной зоны, поскольку эти данные не были доведены до ее сведения при заключении договора аренды и отсутствуют в свободном доступе.
Также ссылается на то, что в имеющейся у истца документации, комитетом градостроительства и земельных ресурсов прямо указано, что земельный участок также предназначен для строительства и реконструкции имеющихся объектов строительства.
Указывает, что истцом в материалы дела представлено заключение специалиста от 21.03.2018 N, согласно выводам которого, пристрой, соответствует нормативно-технической документации, а именно "Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений", не создает угрозу жизни, здоровью, безопасности граждан, права третьих лиц не нарушает.
На доводы апелляционной жалобы администрацией города Новокузнецка, в лице представителя Свиленок Е.М, принесены письменные возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, выслушав представителя администрации города Новокузнецка и комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка Кишлян Н.И, поддержавшую доводы возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N258-ФЗ) (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п.1 ст.222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N339-Ф3) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N258-ФЗ) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N339-Ф3) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела усматривается, что Харченко И.В. является собственником жилого дома общей площадью 27,0 кв.м, в том числе жилой площадью 18,2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 11).
В соответствии с договором аренды земельного участка от 26.06.2018 N Харченко И.В. на срок до 26.06.2021 передан в аренду земельный участок площадью 494 кв.м. с кадастровым номером N под индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками по адресу: "адрес" (л.д. 12-13).
Из технического паспорта на жилой дом по адресу: "адрес", составленному по состоянию на 31.01.2018, следует, что общая и жилая площади изменились за счет обшивки внутренних стен дома, демонтажа жилого пристроя и возведения нового жилого пристроя 2017 года постройки, в связи с чем, общая площадь жилого дома составляет 43,8 кв.м, жилая - 35,6 кв.м. (л.д. 14-21).
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ, а также статьей 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
По общему правилу, предусмотренному названной статьей, выдача разрешения на строительство является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно определению, приведенному в п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкцией является изменение параметров капитального строительства, его частей, количества помещений, высоты, количества этажей, площади, объема, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ГрК РФ, в случаях осуществления реконструкции, затрагивающей конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объектов, предусмотрено получение разрешения на строительство.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств и приведенные выше правовые нормы свидетельствуют о том, что при выполнении истцом строительных работ на спорном объекте недвижимости требовалось получение разрешения на реконструкцию.
В соответствии с толкованием, приведенном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года N 595- О-П, самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Правовым последствием осуществления самовольной постройки должен быть ее снос (приведение здание в состояние, предшествующее реконструкции). Признание права собственности в порядке п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет собой исключение из общего правила и не может толковаться расширительно. Вынося решение о признании самовольной постройки, суд фактически легализует нарушения, совершенные самовольным застройщиком, а поэтому должен учесть баланс частного и публичного интереса, конкретные фактические обстоятельства дела.
Указанный способ возникновения права может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный объект в порядке, установленном нормативными актами, регулирующими отношения по градостроительной деятельности и по использованию земель.
В противном случае при удовлетворении требований, на основании п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставило бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
01.03.2018 комитетом градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, Харченко И.В. отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома в связи с отсутствием документов, указанных в ч. 9 ст. 51 ГрК РФ (в редакции действующей на момент принятия отказа), и в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием документов, указанных в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ (л.д. 22-23).
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением администрации города Новокузнецка от 19.10.2016 N 1766 "Об утверждении документации по проекту планировки улично-дорожной сети Новокузнецкого городского округа", данными публичной кадастровой карты, ситуационным планом земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес", расположены в границах красных линий, то есть на территории общего пользования, а также в границах прибрежной защитной полосы реки Горбуниха, то есть в границах зоны с особыми условиями использования территории. Водоохранная зона постановлена на кадастровый учет 16.01.2017, номер N (л.д. 140-142).
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 N1/6 утверждены Правила землепользования и застройки города Новокузнецка (далее - Правила землепользования и застройки города Новокузнецка).
В соответствии со ст. 17 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка земельные участки, объекты капитального строительства, образованные в установленном порядке до введения в действие настоящих Правил и расположенные на территориях, для которых установлен соответствующий градостроительный регламент и на которые распространяется действие указанного градостроительного регламента, являются несоответствующими градостроительному регламенту в случаях, когда:
- существующие виды использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства не соответствуют указанным в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны видам разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства;
- существующие виды использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства соответствуют указанным в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но одновременно данные участки и (или) объекты расположены в границах зон с особыми условиями использования территории, в пределах которых указанные виды использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства не допускаются;
- существующие параметры объектов капитального строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанным в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны;
- существующие параметры объектов капитального строительства соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанным в градостроительном регламенте соответствующей территориальной зоны, но одновременно данные объекты расположены в границах зон с особыми условиями использования территории, в пределах которых размещение объектов капитального строительства, имеющих указанные параметры, не допускается.
2. Земельные участки и объекты капитального строительства,
образованные, созданные в установленном порядке до введения в действие
настоящих Правил и не соответствующие градостроительным регламентам,
используются без установления срока их приведения в соответствие с
градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда
использование таких земельных участков и объектов капитального
строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей
среды, объектов культурного наследия, особо охраняемых природных
территорий.
3. Реконструкция указанных в части 1 настоящей статьи объектов
капитального строительства осуществляется только путем приведения таких
объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем
уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом, и при наличии разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Из указанных положений Правил землепользования и застройки города Новокузнецка, действовавших на момент возведения истцом в 2017 году пристроя к жилому дому, следует, что в связи с несоответствием указанного жилого дома требованиям градостроительного регламента, он мог использоваться в первоначально возведенном виде без установления срока его приведения в соответствие, если использование земельного участка и указанного жилого дома не опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, при этом реконструкция указанного жилого дома путем увеличения его площадей запрещена.
В соответствии с п. 4 ст.47 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест доступного размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, составляют от индивидуальных домов, домов блокированного типа до красных линий улиц - не менее 5,0 метра, от красной линии проездов - не менее 5,0 м, от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов - не менее 5,0 м...
Кроме того, земельный участок и жилой дом по адресу: "адрес", расположены в границах прибрежной защитной полосы реки Горбуниха, то есть в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно ст.1 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством российской Федерации.
В соответствии с ч.16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации),
централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из смысла указанных разъяснений следует, что право собственности на самовольную постройку может быть признано только в том случае, если признаком самовольной постройки является только отсутствие разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию и отсутствуют другие ее признаки, чего в данном деле не имеется, поскольку истец произвел реконструкцию жилого дома с нарушениями требований градостроительного регламента, положений ст.51, ч.З ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих данные выводы истцом суду первой инстанции не представлено.
Положения пункта 1 ст.222 ГК РФ, в редакции Федерального закона от 03.08.2018 на момент разрешения спора, также предусматривают признание строения самовольной постройкой, если оно возведено или создано без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, но при этом предусмотрено, что требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила были установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Как видно из материалов дела как на дату начала возведения самовольной постройки, так и на дату выявления самовольной постройки действовали положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки города Новокузнецка утвержденные решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 N1/6.
Утверждение апеллянта о том, что истец не знала и не могла знать о наличии распоряжения об утверждении "красных линий" и наличии водоохранной зоны, не является поводом к отмене решения, поскольку ею не соблюдены требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающего обязательное обращение за разрешением на реконструкцию объекта недвижимого имущества, при этом ею нарушены также Правила землепользования и застройки города Новокузнецка утвержденные решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 N1/6, которые официально опубликованы.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, а доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Харченко Ирины Викторовны, в лице представителя Похоруковой Татьяны Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.