Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Козлова А.М. и Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Куркина А.И. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления администрации об исключении из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", возложении обязанности восстановить на учете в указанной программе по апелляционной жалобе истца Куркина А.И. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Куркин А.И. обратился в суд с иском к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления администрации об исключении из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", возложении обязанности восстановить на учете в указанной программе.
В обоснование требований истец указал, что постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 15 марта 2013 г. N447 его семья принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. 2 августа 2013 г. он, его супруга Куркина Е.С. и дочь ФИО2 были включены в число участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Постановлением администрации Рузаевского муниципального района от 30 мая 2018 г. N428 его семья была исключена из числа участников указанной подпрограммы в связи с достижением Куркиным А.И. возраста 36 лет. Считает данное постановление незаконным, поскольку на момент принятия решения о признании их семьи участником подпрограммы их семья соответствовала всем условиям и критериям, возраст супругов не превышал 35 лет.
Просил суд признать незаконным постановление администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 мая 2018 г. N428 об исключении из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Куркина А.И, Куркину Е.С, ФИО2; возложить на администрацию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обязанность восстановить на учете в качестве участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Куркина А.И, Куркину Е.С, ФИО2
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г. в удовлетворении исковых требований Куркина А.И. к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия отказано.
В апелляционной жалобе Куркин А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Указывает, что его семья на момент включения в число участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" отвечала в полном объеме всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей. Исключение его семьи из указанного списка, в связи с достижением им 36 лет является незаконным.
В судебное заседание представитель администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, третье лицо Куркина Е.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Куркина А.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 15 марта 2013 г. N447 семья Куркиных в составе трех человек: Куркина А.И. - глава семьи, Куркиной Е.С. - супруга, ФИО2 - дочь, поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 47).
Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 2 августа 2013 г. N1283 семья Куркиных признана имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, и участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д. 36).
В период действия федеральной целевой программы "Жилище" социальная выплата семье Куркиных не предоставлялась.
В связи с окончанием действия реализации региональной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N487, начала действовать региональная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы.
Постановлением Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 мая 2018 г. N428 молодая семья в составе Куркина А.И, Куркиной Е.С, ФИО2 исключена из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с достижением одним из супругов молодой семьи 36 лет (л.д. 26).
4 июня 2018 г. администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия направило Куркиной Е.С. уведомление, в котором сообщила об исключении ее семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (л.д. 25).
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности постановления администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 30 мая 2018 г. N428, исходя из того, что семья Куркиных перестала соответствовать установленным требованиям для претендентов для получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он основан на фактических обстоятельствах дела и сделан при правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер, предусмотренных частью 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Во исполнение предписаний статьи 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а впоследствии на 2015-2020 годы, в состав которых вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Приложением N1 к указанной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), которые установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Целью указанной подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Порядка реализации правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" республиканской целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы администрации муниципальных образований, отобранные уполномоченным органом для участия в подпрограмме, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по дате постановки молодой семьи на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В списки участников подпрограммы включаются семьи, в которых возраст каждого супругов, либо одного родителя в неполной семье, на день принятия органом местного самоуправления о включении им молодой семьи в участники подпрограммы в планируемом году не превышает 35 лет. Списки направляются в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Уполномоченный орган на основании сводного списка и с учётом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Мордовия и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 февраля 2016 г. N60 в постановление Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N487 были внесены изменения, согласно которым администрация муниципального образования исключает молодые семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в случае, когда одному из супругов молодой семьи либо одному родителю в неполной семье исполнилось 36 лет (пункт 15).
Согласно пунктам 24-27 Правил орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы.
После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений приведенных правовых норм следует, что как федеральное законодательство, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Следовательно, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из родителей, в которой или одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. При этом молодая семья должна соответствовать требованиям на всем протяжении участия в подпрограмме, а не только на день подачи заявления на участие в подпрограмме и включения ее в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение указанного условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, исключает возможность участия семьи в подпрограмме.
Из материалов дела следует, что 5 мая 2018 г. истцу Куркину А.И. исполнилось 36 лет, что подтверждается копией паспорта на имя истца (л.д. 6-8), следовательно, семья Куркиных перестала отвечать критериям молодой семьи, установленным в вышеуказанных правовых актах.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что семья Куркиных утратила основания для дальнейшего участия в подпрограмме, в связи с чем, распоряжение администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия N428 от 30 мая 2018 г. является законным.
Доводы апелляционной жалобы истца Куркина А.И. о том, что его семья на момент включения в число участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" отвечала в полном объеме всем предъявленным требованиям для включения список молодых семей, судебной коллегией отклоняются, поскольку данные обстоятельства сами по себе не влекут возникновение у семьи истца безусловного права на участие в подпрограмме и получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения возраста 36 лет.
Закрепив право молодой семьи на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения выплаты - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Первоначальное включение семьи в список молодых семей - участников Программ не является правовой гарантией для последующего обязательного включения указанных лиц в список молодых семей - претендентов на получение соответствующих социальных выплат в случае утраты оснований для такого включения, в том числе в связи с достижением предельного возраста. В силу прямого указания закона соответствие по возрасту (не превышение 35 лет) должно быть не на момент принятия органом местного самоуправления в очередь для участия в подпрограмме, а на момент принятия органом исполнительной власти субъекта решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объёма финансирования, количества участников подпрограммы. Молодая семья с момента признания ее участников подпрограммы становиться лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 г. N3-О).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 29 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Куркина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.М. Козлов
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.