Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Балаевой Т.Н,
судей Кяргиевой Н.Н, Дечкиной Е.И,
при секретаре Шагаловой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры города Вологды и апелляционной жалобе представителя Администрации города Вологды Моисеевой А. АлексА.ны на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 ноября 2018 года, которым на Администрацию города Вологды возложена обязанность предоставить Кукушкиной С. А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Вологде, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Кяргиевой Н.Н, прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В, объяснения Кукушкиной С.А, ее представителя Долговой Н.Г, представителя Администрации города Вологды Моисеевой А.А, судебная коллегия
установила:
жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" находится в муниципальной собственности.
Согласно ордеру N... от "ДАТА" Кукушкиной С.А. и членам ее семьи в составе Кукушкина Н.В. (муж), Воеводина С.А. (сын), Бирюковой Н.П. (мать), Бирюкова А.Е. (отец) в бессрочное пользование и владение предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: "адрес".
В настоящее время в квартире зарегистрированы: Кукушкина С.А. и Воеводин С.А.
На основании заключения межведомственной комиссии от 28 декабря 2015 года N 109 и постановления Администрации города Вологды от 30 декабря 2015 года N 10218 жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 04 сентября 2018 года N 1019 "Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Кукушкина С.А. в составе 2 человек принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 28 февраля 2018 года N 220 Кукушкиной С.А. предоставлено жилое помещение маневренного фонда по адресу: "адрес", комн. 400.
Ссылаясь на то, что Администрацией города Вологды до настоящего времени Кукушкиной С.А. жилое помещение не предоставлено, прокурор города Вологды, действуя в интересах Кукушкиной С.А, обратился в суд с иском, в котором просил возложить обязанность на Администрацию города Вологды предоставить Кукушкиной С.А, "ДАТА" года рождения, по договору социального найма жилое помещение на территории города Вологды, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящее не менее чем из трех комнат.
Помощник прокурора города Вологды Оленева А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании истец Кукушкина С.А. и ее представитель по устному ходатайству Долгова Н.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционном представлении и.о. прокурора города Вологды Пахолков А.В. просит решение суда изменить в части предоставления жилого помещения по норме предоставления, приняв в данной части новое решение, которым предоставить Кукушкиной С.А. жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому, то есть не менее чем 38,65 кв.м, в обоснование указав, что гражданам переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемых ими жилым помещениям.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Вологды Моисеева А.А, ввиду незаконности решения суда, ставит вопрос об его отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано на то, что права Кукушкиной С.А. на внеочередное предоставление жилья не нарушены, поскольку жилые помещения предоставляются только в порядке очередности. Удовлетворение требований прокурора приведет к ущемлению прав граждан, поставленных на учет ранее Кукушкиной С.А. Нормы, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", позволяют органу местного самоуправления в течение 10 лет осуществлять поддерживающий ремонт аварийных жилых помещений, который обеспечит безопасное проживание граждан до расселения. Кроме того, Кукушкиной С.А. было предоставлено жилое помещение маневренного фонда. Обращает внимание, на то что Администрацией осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению граждан жильем, а законодательством органу местного самоуправления предоставлена возможность осуществлять расселение граждан различными способами.
Определением от 08 февраля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в соответствии с частью 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием судом решения о правах лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно Воеводина С. А, перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта и вынесении по делу нового решения по основаниям пункта 4 части 1, пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции допустил существенное нарушение норм процессуального права, выразившееся в принятии судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены решения суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Вологодской области Минина Н.В. исковые требования поддержала, просила обязать Администрацию города Вологды предоставить Кукушкиной С.А. составом семьи из двух человек, включая Воеводина С.А, вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Вологде, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам по договору социального найма, общей площадью не менее ранее занимаемому жилому помещению... кв.м, состоящее из трех комнат.
Кукушкина С.А. и ее представитель Долгова Н.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, просили обязать Администрацию города Вологды предоставить Кукушкиной С.А. на двоих с сыном Воеводиным С.А. жилое помещение не менее... кв.м, состоящее из трех комнат.
Представитель ответчика Администрации города Вологды Моисеева А.А. возражения относительно искового заявления поддержала. Полагала, что Кукушкиной С.А. составом семьи из двух человек может быть предоставлено жилое помещение равнозначное по площади ранее занимаемому вне очереди, но не нарушая список очередников.
Привлеченный судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Воеводин С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки судебной коллегии не известны.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о полном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" находится в муниципальной собственности.
Согласно ордеру N... от "ДАТА" Кукушкиной С.А. и членам ее семьи в составе Кукушкина Н.В. (муж), Воеводина С.А. (сын), Бирюковой Н.П. (мать), Бирюкова А.Е. (отец) в бессрочное пользование и владение предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 77,3 кв.м. (л.д. 5 оборот).
Исходя из лицевого счета N... в настоящее время в квартире по адресу: "адрес" зарегистрированы: Кукушкина С.А. и Воеводин С.А. (л.д. 5).
Заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) N... от "ДАТА" дом по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания.
Постановлением Администрации города Вологды N 10218 от 30 декабря 2015 года многоквартирный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 10).
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 09 октября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского городского суда от "ДАТА"
Воеводин С.А, Кукушкина С.А. выселены из жилого помещения по адресу: "адрес" вселением в жилое помещение по адресу: "адрес", ком. 400 на период до предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации "адрес" N... от 28 февраля 2018 года Кукушкиной С.А. предоставлено по договору социального найма жилое помещение маневренного фонда, а именно комнату... кв.м, расположенную по адресу: "адрес", комн. 400, на состав семьи из двух человек (Кукушкина С.А. и её сын Воеводин С.А.) на период до предоставления жилого помещения по договору социального найма (л.д. 12). "ДАТА" между Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды и Кукушкиной С.А. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда (л.д. 13).
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 04 сентября 2018 года N 1019 "Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Кукушкина С.А. в составе 2 человек принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции и соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 554-О-О и от 28 мая 2009 года N 605-О-О, положения части 1 стать 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, гарантирующие обеспечение другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обуславливают исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильём (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что по общему правилу, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации) носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены но сравнению с прежними.
Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Иное толкование статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет ухудшать жилищные условия граждан, что недопустимо с учетом компенсационного характера жилого помещения, предоставляемого в связи со сносом дома.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Принимая во внимание положения упомянутых норм, исходя из того, что Кукушкина С.А. в составе 2 человек принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, проживает с сыном Воеводиным С.А, жилое помещение маневренного фонда предоставлено Кукушкиной С.А. совместно с Воеводиным С.А, до настоящего времени истец и её сын Воеводин С.А. жильем не обеспечены, в связи с чем у Кукушкиной С.А. возникло право на получение жилого помещения во внеочередном порядке составом семьи из двух человек включая Воеводина С.А..
При определении площади предоставляемого жилого помещения, на основании с частью 1,2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия исходит из равнозначности по общей площади ранее занимаемому Кукушкиной С.А. и Воеводиным С.А. жилому помещению и приходит к выводу, что предоставляемое жилое помещение должно быть по общей площади не менее 77,3 кв.м состоящее из трех комнат.
Ссылку Администрации на нормы, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", судебная коллегия признает необоснованной, поскольку проживание в объекте, признанном непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а поскольку согласно имеющимся в деле сведениям Кукушкина С.А. других жилых помещений не имеет, следовательно, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить Кукушкиной С.А. жилое помещение по договору социального найма.
Указание Администрации на то, что Кукушкиной С.А. было предоставлено жилое помещение маневренного фонда, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку согласно статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
Доводы представителя Администрации о том, что судом не приняты во внимание, уже проведенные Администрацией мероприятия по обеспечению нуждающихся граждан жилыми помещениями на правильность выводов суда не влияют, поскольку предусматривая право проживающих в непригодном для проживания либо аварийном жилье лиц на внеочередное предоставление другого жилого помещения, законодатель не связывает его реализацию с фактом включения (либо не включения) дома в целевые адресные программы. Положения статей 57, 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации являются нормами прямого действия и подлежат применению при наличии обстоятельств, с которыми законодатель связывает право лица на внеочередное предоставление жилья.
Несостоятельным и является довод о том, что права истца на внеочередное предоставление жилья не нарушены, удовлетворение требований истца приведет к ущемлению прав граждан, поставленных на учет ранее, поскольку в законодательстве отсутствуют указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Учитывая, что с момента признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, мер для расселения граждан собственником дома - Администрации города Вологды не принималось, право Кукушкиной С.А, на получение жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от длительного неисполнения органом местного самоуправления своих обязанностей, и не может служить основанием для отказа в реализации прав Кукушкиной С.А, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
В связи с тем, что определением от 08 февраля 2019 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора города Вологды, действующего в интересах Кукушкиной С.А.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 ноября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора города Вологды, действующего в интересах Кукушкиной С. А, удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Администрацию города Вологды обязанность предоставить Кукушкиной С. А. составом семьи из двух человек, включая Воеводина С. А, вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Вологде, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам по договору социального найма, общей площадью не менее ранее занимаемому жилому помещению 77,3 кв.м, состоящее из трех комнат.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.