СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Пунегова П.Ф, Щелканова М.В,
при секретаре Поповой О.К.
рассмотрела в судебном заседании 31 января 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Усть-Вымский" на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 21 ноября 2018 года, которым постановлено:
уточненные исковые требования прокурора Усть-Вымского района Республики Коми удовлетворить,
возложить на администрацию муниципального района "Усть- Вымский" обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории ГП "Микунь" в точках с координатами в центре:
- N 62°20?53.2" и Е 50°05?6.3";
- N 62°20?823" и Е 50°05?102";
- N 62°20?59,3" и Е 50°04?58.8";
- N 62°21?9.2" и Е 50°05?32.4",
возложить на администрацию городского поселения "Микунь" обязанность принять организационные меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории ГП "Микунь" в точках с координатами в центре:
- N 62°20?53.2" и Е 50°05?6.3";
- N 62°20?823" и Е 50°05?102";
- N 62°20?59,3" и Е 50°04?58.8";
- N 62°21?9.2" и Е 50°05?32.4", к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В, объяснения прокурора Шевелевой М.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Вымского района Республики Коми обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском, в котором просит суд, с учетом уточнений от 21.11.2018, поданных в судебном заседании, возложить на администрацию муниципального района "Усть-Вымский" обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории ГП "Микунь" в точках с координатами в центре:
- N 62°20?53.2" и Е 50°05?6.3";
- N 62°20?823" и Е 50°05?102";
- N 62°20?59,3" и Е 50°04?58.8";
- N 62°21?9.2" и Е 50°05?32.4",
Возложить на администрацию городского поселения "Микунь" обязанность принять организационные меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории ГП "Микунь" в точках с координатами в центре:
- N 62°20?53.2" и Е 50°05?6.3";
- N 62°20?823" и Е 50°05?102";
- N 62°20?59,3" и Е 50°04?58.8";
- N 62°21?9.2" и Е 50°05?32.4",
к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом принято приведенное выше решение.
Ответчиком администрацией муниципального района "Усть-Вымский" подана апелляционная жалоба об отмене иска в части удовлетворения требований к данному ответчику.
Помощником прокурора Усть-Вымского района Г... представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено.
Прокуратурой Усть-Вымского района Республики Коми проведена проверка исполнения требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды на территории муниципального района "Усть-Вымский".
На территории городского поселения "Микунь" обнаружены места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отходов производства, свалки, расположенные возле дома N "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", общая площадь свалки 150 кв.м, возле дома N "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", общая площадь свалки 250 кв.м, пересечение улиц "Адрес обезличен" и "Адрес обезличен", общая площадь свалки 400 кв.м, на территории гаражного товарищества "... " расположенного на пересечении ул. "Адрес обезличен" и ул. "Адрес обезличен", в районе дома N "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", общая площадь свалки 2250 кв.м.
Установить принадлежность какому-либо лицу выявленных отходов, а также их объем в результате проверки не представилось возможным.
В государственном реестре объектов размещения отходов, к которым относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, сведений о выявленных объектах не содержится.
Конституцией Российской Федерации (статья 42) каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
Данная норма конкретизируется федеральным законодательством, которым установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (абз.2 ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу п.1 ст.51 Закона "Об охране окружающей среды", п.1 ст.22 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, для здоровья населения и регулироваться законодательством Российской Федерации, в том числе санитарными правилами. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен (п.2 ст.51 Закона "Об охране окружающей среды").
В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Накопление отходов (складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения) допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. (п.1 ст.13.4 Закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с п.4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N607-ст) территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов. В соответствии с п.7 ст.12 Закона "Об отходах производства и потребления" размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
В силу положений п.7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
С учетом изложенного, территории городского поселения, на которых размещены несанкционированные свалки, подлежат очистке, а отходы - ликвидации.
При этом под ликвидацией отходов понимается деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов (п.5.17 ГОСТа 30772-2001).
Из совокупности положений п.18 ч.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в целях очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями на администрацию ГП "Микунь" следует возложить обязанность принять меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, в свою очередь, на администрацию МР "Усть-Вымский" необходимо возложить обязанность принять меры по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в полном объеме является обязанностью органа местного самоуправления городского поселения отклоняется судебной коллегией, поскольку полномочия администрации муниципального района "Усть-Вымский" по обезвреживанию, захоронению, обработке и утилизации отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального района и закреплены в п. 14 ст. 15 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Доводы апелляционной жалобы о том, что ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью органов государственной власти субъекта и органа местного самоуправления, не влекут отмену решения по следующим основаниям.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей с 01.01.2016, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, в силу вышеуказанных положений органы местного самоуправления муниципального района не освобождаются от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что представленными доказательствами подтверждается размещение несанкционированной свалки на земельном участке, который находится на территории муниципального района "Усть - Вымский", суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности исковых требований и наличии оснований для удовлетворения иска, признав надлежащими ответчиками по делу органы местного самоуправления, ответственные за территорию, на которой находится несанкционированная свалка отходов производства и потребления.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть - Вымского районного суда Республики Коми от 21 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района "Усть- Вымский" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.