СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 12 ноября 2018 года дело по апелляционной жалобе Токуновой Л.И. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2018 года, которым:
в удовлетворении исковых требований Токуновой Л.И. к администрации МО ГО "Воркута" и Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании незаконным решения и.о. заместителя министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Рудавиной М.Г. N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об отсутствии у неё права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "инвалиды" с даты первоначальной подачи заявления - с "Дата обезличена", об обязании отменить решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" и решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО "Воркута", протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" N "Номер обезличен", об обязании восстановить её в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств федерального бюджета по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Номер обезличен" на состав семьи 2 человека, об обязании выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера на состав семьи из 2 человек - отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М, пояснения представителя истца Троцан А.Г, судебная коллегия
установила:
Токунова Л.И. обратилась в суд с иском к ответчикам и с учетом уточнений просила признать незаконным решение и.о. заместителя министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Рудавиной М.Г. N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об отсутствии у неё права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера; признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "инвалиды" с даты первоначальной подачи заявления - с "Дата обезличена"; обязать администрацию МО ГО "Воркута" отменить решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" и решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО "Воркута", протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" N "Номер обезличен"; обязать администрацию МО ГО "Воркута" восстановить её в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств федерального бюджета по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Дата обезличена" года на состав семьи 2 человека; обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера на состав семьи 2 человека.
Определением суда от 06.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Токунов О.В. и Токунов Н.О.
В судебном заседании истец и ее представитель, третье лицо Токунов О.В. уточненные исковые требования поддержали.
Ответчики администрация МО ГО "Воркута" и Минстрой Республики Коми, третье лицо Токунов Н.О, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на наличие у истца на дату постановки на учет необходимого 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ), Подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (далее - Подпрограмма), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879).
В статье 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ определены категории граждан - получателей жилищной субсидии по принципу нуждаемости в социальной защите: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона и пункту 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан. Осуществление указанных полномочий законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
По делу установлено, что Токунова Л.И. является инвалидом... группы по общему заболеванию, с "Дата обезличена" ей назначена страховая пенсия по инвалидности.
Истец состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Дата обезличена", а также была признана участником Подпрограммы и включена в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2016 год по Республике Коми. Учётное дело было представлено в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК.
Письмом Минстрой Республики Коми от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" за подписью и.о. министра Рудавиной М.Г, направленным в адрес истца и в адрес администрации МО ГО "Воркута", Токуновой Л.И. отказано в выдаче сертификата со ссылкой на то, что на дату постановки на учет ( "Дата обезличена") общий стаж работы Токуновой Л.И. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учетом времени нахождения на пенсии по инвалидности составил 10 лет 6 мес. 16 дней, что менее требуемого 15-летнего общего стажа работы с учетом времени нахождения на пенсии по инвалидности. Учитывая отсутствие необходимого стажа, Токунова Л.И. не имеет права на получение социальной выплаты с учетом даты постановки на учет "Дата обезличена".
В связи с поступлением в адрес администрации МО ГО "Воркута" вышеуказанного письма на заседании общественной жилищной комиссии "Дата обезличена" рассмотрен вопрос о правомочности Токуновой Л.И. состоять на учете граждан на получение социальной выплаты с даты постановки на учёт - "Дата обезличена" по категории "инвалиды".
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от "Дата обезличена" (протокол N "Номер обезличен" утвержденный постановлением администрации МО ГО "Воркута" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен") Токунова Л.И. была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории "инвалиды", в связи с тем, что она не имеет права состоять на данном учете с указанной датой ввиду отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, менее 15 лет, на дату постановки на учет.
"Дата обезличена" Токунова Л.И. обратилась в администрацию МО ГО "Воркута" с письменным заявлением, в котором просила изменить дату постановки на учёт с "Дата обезличена" на "Дата обезличена" по категории "инвалиды".
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" Токуновой Л.И. отказано в восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учёт от "Дата обезличена" по категории "инвалиды" в связи с отсутствием заявления от Токуновой Л.И. на постановку на учет от "Дата обезличена" в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства РФ от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" и в связи с отсутствием оснований (снята с учета по статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ (отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату постановки на учет, менее 15 лет).
Разрешая спор, суд исходил из того, что истец по состоянию на "Дата обезличена" не приобрела право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья для переселения из районов Крайнего Севера, в связи с чем исковые требования Токуновой Л.И. о признании незаконным решения и.о. заместителя министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Рудавиной М.Г. N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об отсутствии у неё права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "инвалиды" с даты первоначальной подачи заявления - с "Дата обезличена", признал необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с вышеуказанными выводами суда.
Так, суд обоснованно положил в подсчет продолжительности работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сведения о продолжительности трудового стажа, представленные пенсионным органом, согласно которым календарный стаж работы Токуновой Л.И. в районах Крайнего Севера составил 8 лет 6 мес. 26 дней.
Время нахождения истца на инвалидности с "Дата обезличена" по общему заболеванию на дату рассмотрения заявления администрацией МО ГО "Воркута" - "Дата обезличена" составило 1 год 11 месяцев 19 дней.
Таким образом, общий стаж Токуновой Л.И. для определения права на получения жилищной субсидии составил 10 лет 6 месяцев 16 дней по состоянию на "Дата обезличена".
Проверяя доводы истца о необходимости включения в стаж работы в РКС периода с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в ЧП "Лидия 1", суд установил, что индивидуальное частное предприятие "Лидия-1", учредителем и руководителем которого являлась Токунова Л.И, было зарегистрировано в ЕРГЮЛ "Дата обезличена", деятельность которого была прекращена "Дата обезличена".
Принимая во внимание разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в пункте 9 постановления Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установив, что предприятие зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда г. Воркуты "Дата обезличена", снято с учёта "Дата обезличена", однако за периоды с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" страхователем начисление заработной платы и перечисление страховых взносов в Управление пенсионного фонда РФ не производилось, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения данного периода в стаж для определения права на получения жилищной субсидии не имеется, с чем соглашается и судебная коллегия, находя доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Позиция истца о том, что неуплата страховых взносов за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" физическими лицами, являющимися страхователями (в частности индивидуальные предприниматели), не исключает возможности включения указанных периодов деятельности в спорный стаж, подлежит отклонению, поскольку материалами дела не установлен факт ведения предприятием какой-либо деятельности.
Так, из наблюдательного дела частного предприятия "Лидия-1" следует, что уже за "Дата обезличена" заработная плата не начислялась и не выплачивалась.
При указанных обстоятельствах, оснований для иного подсчета трудового стажа истца не имелось.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что истцу необоснованно отказано в восстановлении в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств федерального бюджета по категории "инвалиды" и отмене решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" N "Номер обезличен", решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО "Воркута", протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" г. N "Номер обезличен".
Так, по состоянию на "Дата обезличена" Токунова Л.И. приобрела необходимый 15-летний стаж проживания в РКС, длительное время состояла в очереди лиц, желающих выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Каких-либо действий направленных на необоснованное получение субсидии не предпринимала. Жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеет.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит возможным требования Токуновой Л.И. удовлетворить, восстановить последнюю на учете с "Дата обезличена", учитывая, что неправомерными действиями ответчика, имевшими место в "Дата обезличена", истец была введена в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления она лишилась возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет, следовательно снятие гражданина с очереди лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, по истечении значительного периода времени, не может быть признано законным. В связи с этим за истцом в судебном порядке следует признать право на получение жилищной субсидии с момента приобретения необходимого 15-летнего стажа.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части, поскольку право истца на получение жилищной субсидии определяется с 30.10.2012.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 5 сентября 2018 года отменить в части отказа в отмене решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута", протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" N "Номер обезличен", решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО "Воркута", протокол N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", утвержденный постановлением администрации от "Дата обезличена" N "Номер обезличен", восстановлении её в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств федерального бюджета по категории "инвалиды", принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить.
Обязать администрацию МОГО "Воркута" восстановить Токунову Л.И. в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "инвалиды" с составом семьи 2 человека, включая заявителя Токунову Л.И, ее супруга Токунова О.В, с "Дата обезличена".
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.