Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N4 "Тосноавто" на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N4 "Тосноавто",
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда РК от 03 декабря 2018 г. ООО "АТП N4 "Тосноавто" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, и с учетом положений чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности, в поданной в вышестоящий суд жалобе законный представитель юридического лица Паскипарт Л.Г. просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы недоказанностью виновности предприятия в совершении вменяемого деяния и допущенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 4 ст.14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией (согласно п.2 примечания к этой статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности).
В соответствии с п.24 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Исходя из подп."з" п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N280, одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В силу п.5 приведенного Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подп."е", "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым, седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения") пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исходя из абз.7 п.1 ст.20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
В соответствии с пп.11, 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090, запрещается эксплуатация автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению). Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация.
Согласно п.5.5 упомянутого выше Перечня эксплуатация транспортного средства запрещена в случае установления на одной оси шин с различными рисунками протектора
По делу установлено, что на основании приказа временно исполняющего обязанности начальника Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 30 августа 2018 г. N692 сотрудником органа федерального государственного транспортного надзора проведено рейдовое мероприятие на предмет осмотра, обследования транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по регулярным автобусным маршрутам в г.Петрозаводске.
В ходе проверочного мероприятия на территории автобусного остановочного пункта по адресу: г.Петрозаводск, ул.Судостроительная, д.21, 26 сентября 2018 г. выявлен факт осуществления ООО "АТП N4 "Тосноавто" предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией от 28 февраля
2012 г, выданной на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, выразившийся в эксплуатации автобуса категории М3 марки 22370С (государственный регистрационный знак N) при наличии технической неисправности, при которой эксплуатация транспортного средства запрещена (на задней оси были установлены шины с различными рисунками протектора).
Установление нарушения специального законодательства послужило основанием для составления 24 октября 2018 г. уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ, который с другими материалами передан на рассмотрение по подведомственности в Петрозаводский городской суд РК, и постановлением судьи от 03 декабря 2018 г. юридическое лицо привлечено к указанной административной ответственности.
Исходя из выводов судьи, наличие на используемом для перевозки пассажиров автобусе технической неисправности, при которой эксплуатация транспортного средства запрещена, зафиксированной должностным лицом в акте результатов планового (рейдового) осмотра, обследования от 26 сентября 2018 г, свидетельствует о невыполнении требований, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), в части установленных абз.7 п.1 ст.20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" норм, что влечет с учетом специфики осуществляемого вида деятельности, непосредственно сопряженной с использованием источника повышенной опасности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, то есть последствий, предусмотренных ч.11 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и это обстоятельство является грубым нарушением лицензионных требований.
Подвергнув анализу приведенные нормативные правовые акты применительно к установленным по делу обстоятельствам произошедших событий, судья правильно решило наличии в данном случае объективной стороны состава выявленного административного правонарушения.
Доказательств объективной невозможности соблюдения лицензиатом требований законодательства в затронутой сфере не представлено, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого противоправного деяния, не установлены.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Доводы жалобы об отсутствии вины в совершении вменяемого противоправного деяния состоятельными признать нельзя, так как собранная по делу доказательная база является достаточной для установления наличия квалифицирующих признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ. В рассматриваемом случае юридическое лицо, являясь лицензиатом транспортного средства, обязано соблюдать при осуществлении предпринимательской деятельности установленные законодателем требования, доказательств принятия лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалах дела не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, в пределах предоставленных п.44 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ полномочий, и с учетом заложенной в ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ диспозиции, характера вменяемого деяния и места осуществления предпринимательской деятельности правила территориальной подсудности не нарушены.
При таких обстоятельствах постановление судьи, вынесенное с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
03 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N4 "Тосноавто" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А. Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.