Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 06.12.2018 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия",
установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 25.09.2018 N 841/18л КУ РК "Управтодор РК" (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60000 руб.
Постановлением того же должностного лица от 25.09.2018 N 842/18л Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 51000 руб.
На указанные постановления защитник Учреждения (... ) подала жалобы в Беломорский районный суд Республики Карелия.
Определением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия дела по данным жалобам объединены в одно производство.
Решением судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 06.12.2018 обжалуемые постановления отменены, дела об административных правонарушениях возвращены на новое рассмотрение должностному лицу.
С таким решением не согласно должностное лицо, вынесшее обжалуемые постановления, в поданной жалобе просит их отменить. Указывает, что нарушения правил пожарной безопасности в лесах выявлены на полосах отвода разных автомобильных дорог, проходящих по лесным участкам, которые расположены в разных участковых лесничествах, не граничащих друг с другом. Выявленные нарушения не имеют общую площадь и охватываются не одним, а несколькими самостоятельными действиями (бездействиями) Учреждения, что исключает применение положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Учреждение является субъектом вменяемых правонарушений, поскольку на него возложены обязанности по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Республики Карелия, в том числе автомобильные дорог, на которых выявлены нарушения. Заключение Учреждением договора подряда на выполнение работ по содержанию автодорог не освобождает юридическое лицо от необходимости контроля за состоянием дорог и полос отвода.
Заслушав представителей административного органа (... ) поддержавших доводы жалобы, защитника Учреждения (... ) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила) полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Постановление N 841/18л вынесено по тем основаниям, что Учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги, 18.05.2018 на полосе отвода участка автомобильной дороги Сумпосад - Воренжа - Вирандозеро - Нюхча, примыкающей к территории лесного фонда Вирандозерского участкового лесничества ГКУ РК "Беломорское центральное лесничество" (квартал 125 выдел 16 (на 23 км), квартал 171 выделы 19 и 17 (на 37 км), квартал 140 выдел 9 (на 42 км), квартал 30 выдел 4 (на 58 км), квартал 12 выдел 1 (на 59 км), квартал 14 выделы 15 и 17, квартал 33 выдел 7, квартал 34, выдел 10 (на 63-65 км), квартал 35 выделы 13 и 15, квартал 64 выделы 1 и 2, квартал 65 выделы 17 и 19 (на 67-68 км)) допустило нарушение п. 25 Правил. На полосе отвода находятся порубочные остатки в виде хвороста и древесных отходов, сложенные в кучи на площади 1, 5 га в объеме 3 кбм.
Постановление N 842/18л вынесено по тем основаниям, что Учреждение, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, 18.05.2018 на полосе отвода участка автомобильной дороги Сумский Посад - Воренжа (6 - 7 км), примыкающей к территории лесного фонда Сумского участкового лесничества ГКУ РК "Беломорское центральное лесничество" (квартал 306 выделы 15 и 18), а также на участке автомобильной дороги Беломорск - Сумпосад - Колежма (55 км) примыкающей к территории лесного фонда Сумского участкового лесничества (квартал 310 выдел 3) допустило нарушение п. 25 Правил. На полосе отвода находятся мусор и бытовые отходы на площади 0,01 га в объеме 0,01 кбм.
Указанные постановления вынесены по результатам одного контрольного мероприятия - при патрулировании территории лесного фонда 18.05.2018. Выявленные нарушения квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Судья, отменяя вынесенные постановления, и возвращая дела об административных правонарушениях на новое рассмотрение в административный орган, полагал, что должностным лицом не рассмотрен вопрос о применении ч. 5 ст. 4.1 и ч.ч. 1, 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Вмененные Учреждению нарушения выявлены в ходе одного контрольного мероприятия на территории одного муниципального района, нарушения допущены юридическим лицом в результате совершения одного бездействия и имеют одинаковую квалификацию. С учетом положения ст.ст. 5 и 7 Лесного кодекса РФ границы лесного участка не имеют существенного значения для разграничения событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. В связи с этим судья пришел к выводу о том, что выявленные нарушения образуют одно и то же событие, которое подлежит рассмотрению в рамках одного дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, данный вывод сделан без учета следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. В силу ч. 2 данной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Действительно, по смыслу приведенных норм, если обстоятельства, зафиксированные в двух протоколах об административных правонарушениях, образуют единое сложное событие одного правонарушения, возбужденные дела об административных правонарушениях должны быть рассмотрены в рамках одного производства с назначением наказания как за одно административное правонарушение. Данное судьей толкование соответствующих положений КоАП РФ является правильным.
Вместе с тем, вывод о том, что изложенные в составленных в отношении Учреждения протоколах об административных правонарушениях обстоятельства являются частями одного события, сделан без достаточных оснований.
Из материалов дел следует, что Учреждению вменяются нарушения правил пожарной безопасности, совершенные в полосе отвода разных автомобильных дорог. В связи с этим бездействия Учреждения, при доказанности таковых, связаны с содержанием различных объектов дорожного хозяйства, находящихся на балансе юридического лица.
Вменяемые Учреждению нарушения выявлены в различных местах, находящихся друг от друга на значительном расстоянии.
Диспозиция ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в которой используется термин "лес", с учетом положений ст.ст. 5 и 7 Лесного кодекса РФ сама по себе не предполагает, что нарушения требований пожарной безопасности, обнаруженные на различных территориях, безусловно являются одним правонарушением, поскольку они выявлены именно в лесу.
Учитывая изложенное, с выводом судьи о необходимости рассматривать возбужденные дела в рамках одного производства согласиться нельзя, несмотря на те обстоятельства, что правонарушения выявлены в результате одного контрольного мероприятия, в одном районе и имеют сходные события. В связи с этим обжалуемое решение подлежит отмене с возвращением дел об административных правонарушениях на новое рассмотрение в Беломорский районный суд Республики Карелия.
В связи с необходимостью возвращения дел на новое рассмотрение доводы жалобы о доказанности составов правонарушений в настоящее время оценке не подлежат. Вместе с тем, они могут быть повторно заявлены при рассмотрении жалоб защитника Учреждения на вынесенные постановления о назначении административных наказаний.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 06.12.2018 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" отменить, дела об административных правонарушениях с жалобами защитника возвратить на новое рассмотрение в Беломорский районный суд Республики Карелия.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.