Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия на решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 12 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия,
установил:
на основании постановления уполномоченного должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от 05 октября 2018 г. администрация Прионежского муниципального района РК была признана виновной в совершении противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы органа местного самоуправления решением судьи Прионежского районного суда РК от 12 декабря 2018 г. постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава вменяемого юридическому лицу правонарушения.
В поданной в вышестоящий суд жалобе Тютрюмова Н.В, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, просит отменить решение судьи, мотивируя свои доводы законностью и обоснованностью привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение правонарушения, выявленного в ходе проведения рейдового мероприятия.
Заслушав объяснения должностного лица Тютрюмовой Н.В. и представителя административного органа Панчина А.В, поддержавших доводы жалобы, защитника Черниковой А.Н, возражавшей по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
По делу установлено, что 20 августа 2018 г. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Карелия - главным специалистом-экспертом отдела надзора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Республике Карелия в отношении администрации Прионежского муниципального района РК был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Из изложенной в процессуальном документе фабулы обвинения следует, что в ходе проведения 20 августа 2018 г. рейдового мероприятия, осуществленного с целью проверки соблюдения требований законодательства в сфере землепользования, водопользования и недропользования, был выявлен факт загрязнения земель в результате слива неочищенных канализационных стоков в лесополосу, расположенную между (... ) в д.Вилга. В ходе обследования произведен отбор проб почвы на содержание загрязняющих веществ, по результатам проведенной экспертизы обнаружено превышение таких веществ как азота нитратного, азота нитритного и фосфора.
В связи с установлением факта порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и обстоятельств, свидетельствующих о том, что на момент совершения противоправного деяния часть канализационных сетей, находящихся в районе точки загрязнения, находится на балансе администрации Прионежского муниципального района РК и в оперативное управление эксплуатирующей организации не передана, 05 октября 2018 г. должностным лицом административного органа вынесено постановление о признании органа местного самоуправления виновным в нарушении требований Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона "Об охране окружающей среды" и привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Отменяя указанное постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья исходил из отсутствия в действиях юридического лица состава вменяемого деяния.
Согласно требованиям чч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства.
Таким образом, административный орган обязан доказать не только сам факт совершения выявленного правонарушения, но и виновность привлекаемого лица.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, заключается в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Субъектами правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законодательством требования и обязательные мероприятия при обращении с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Согласно положениям ст.ст.2, 31 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод. Регулированию подлежит тариф на водоотведение.
Исходя из положений ст.ст.12, 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Исследование материалов дела показало, что в соответствии с положениями Устава муниципального образования "Прионежский муниципальный район Республики Карелия" к вопросам местного значения относятся, среди прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Прионежского муниципального района; организация в границах поселений Прионежского муниципального района водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст.4).
На основании договора аренды от 01 августа 2006 г. и дополнительного соглашения от 26 июня 2017 г. АО "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" в целях обеспечения потребителей на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия услугами тепло-, водоснабжения и водоотведения было передано во временное владение и пользование имущество, в состав которого входят канализационные сети протяженностью 1,4 км в д.Вилга.
По условиям п.3.4 упомянутого договора арендатор принял на себя обязательства по поддержанию арендованного имущества в исправном состоянии, обеспечению технической эксплуатации систем, производству за свой счет текущего и капитального ремонта и несению расходов на содержание имущества при условии включения затрат, связанных с исполнением этой обязанности, в полном объеме в тарифы, устанавливаемые потребителям.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 09.04.2018 (с учетом изменений от 11.05.2018) АО "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей централизованное водоотведение, в том числе в границах д.Вилга.
Тарифы на водоотведение на период с 01.01.2016 по 31.12.2018 установлены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.11.2015 N213 "О тарифах акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" на водоотведение (территория оказания услуг - Прионежский район)".
Таким образом, на момент совершения выявленного правонарушения законным пользователем соответствующих имущественных объектов являлось АО "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал", наделенное в установленном порядке статусом гарантирующей организации, обеспечивающей потребителей на территории д.Вилга услугами тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Подвергнув анализу установленные по настоящему делу обстоятельства, судья с учетом диспозиции ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и надлежащего субъекта правонарушения, обязанного соблюдать предусмотренные законодательством требования и обязательные мероприятия при обращении с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, пришел к правильному выводу об отсутствии в конкретной сложившейся ситуации вины органа местного самоуправления в совершении выявленного противоправного деяния.
Поскольку в ходе судебного разбирательства юридически значимые обстоятельства определены правильно и при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей не допущено, решение судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Доводы должностного лица, сводящиеся к наличию в действиях привлекаемого к ответственности лица состава выявленного правонарушения, были предметом судебной проверки, несогласие с оценкой установленных судьей обстоятельств основанием к отмене принятого по делу акта не является.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от
12 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.