Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Тифантьевой Т.В. на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 21 ноября 2018 г. и решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 19 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тифантьевой Т.В.,
установил:
постановлением уполномоченного должностного лица Карельского УФАС России от 21 ноября 2018 г, оставленным без изменения решением судьи Пудожского районного суда РК от 19 декабря 2018 г, Тифантьева Т.В. была признана виновной в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление должностного лица и решение судьи Тифантьева Т.В. просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Заслушав объяснения представителя административного органа Егоровой Е.А, прокурора Крылова Д.И, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 1 ст.7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных чч.2 и 2.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ) конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.5 ст.24 Федерального закона N44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей (п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона N44-ФЗ).
Исследование материалов дела показало, что с сентября по октябрь 2018 г. на основании задания прокуратуры Республики Карелия от 13 августа 2018 г. прокуратурой Пудожского района была проведена проверка соблюдения администрацией Шальского сельского поселения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проверки исполнения органом местного самоуправления законодательства в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" установлено, что 20 июня 2018 г. администрацией Шальского сельского поселения Пудожского района РК в предусмотренном законодателем порядке в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовой территории домов Nа и N по (... ) в п.Шальский Пудожского района РК (начальная (максимальная) цена контракта - 993 566 рублей).
По результатам подведения итогов электронного аукциона, в котором приняли участие ООО " (... )" и ООО " (... )", победителем признано ООО " (... )" с минимальным предложением о цене контракта на сумму 840 000 рублей, и 13 июля 2018 г. между победителем аукциона и заказчиком заключен соответствующий муниципальный контракт.
Также установлено, что после расторжения 17 июля 2018 г. упомянутого выше муниципального контракта между администрацией Шальского сельского поселения и ООО "Спорт М" были заключены следующие договоры:
- договор от 27 июля 2018 г. на выполнение работ по благоустройству дворовой территории (... ) в п.Шальский Пудожского района РК, цена контракта - 34 570,46 рублей;
- договор от 30 июля 2018 г. на поставку товара (уличные архитектурные формы и светильники), цена контракта - 74 532,54 рублей;
- договор от 06 августа 2018 г. на поставку товара (тренажеры), цена контракта -
99 700 рублей;
- договор от 07 августа 2018 г. на поставку товара (тренажеры и ворота), цена контракта - 93 640 рублей;
- договор от 28 августа 2018 г. на поставку товара (тренажер и ворота), цена контракта - 86 353 рублей.
В связи с выявлением в рамках проверочного мероприятия факта искусственного дробления единого заказа на несколько закупок однородных товаров, работ на сумму по 100 000 рублей во избежание конкурентных процедур определения подрядной организации для их выполнения, 02 ноября 2018 г. заместителем прокурора Пудожского района вынесено постановление о возбуждении в отношении главы Шальского сельского поселения Тифантьевой Т.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.29 КоАП РФ.
Материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, по результатам которого постановлением уполномоченного должностного лица от 21 ноября 2018 г. Тифантьева Т.В. привлечена к административной ответственности.
Поскольку юридически значимые обстоятельства субъектами административной юрисдикции определены правильно, собранным доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ и существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление должностного лица и решение судьи незаконными признать нельзя.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и при пересмотре постановления о назначении административного наказания одним из предметов исследования явился вопрос о возможности освобождения лица от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст.2.9 КоАП РФ.
Исходя из правовой позиции, отраженной в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно ст.6 Федерального закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При вынесении обжалуемого постановления должностным лицом было принято во внимание, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, является формальным, не зависит от наступления каких-либо негативных последствий совершенного противоправного деяния и состоит в пренебрежительном отношении правонарушителя к требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Учитывая, что закупка товаров и выполнения работ у единственного поставщика без соблюдения конкурсных процедур препятствует развитию добросовестной конкуренции, ведет к нарушению прав хозяйствующих субъектов, которые лишены возможности принять участие в закупке, свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств, поскольку препятствует выявлению поставщика, который мог предложить наиболее оптимальную цену контракта, субъекты административной юрисдикции пришли к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для признания вменяемого деяния малозначительным.
Доводы подателя жалобы относительно срочности проведения работ о наличии исключительных обстоятельств не свидетельствуют и не могут служить основанием для освобождения от исполнения требований законодательства в затронутой сфере и от административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 21 ноября 2018 г. и решение судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 19 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тифантьевой Т.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.