Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Колокольцева Андрея Николае-вича на вынесенное в отношении него 06.12.2018 судьёй Нижневартовского город-ского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением прокурора Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.10.2018 в отношении должностного лица - заместителя начальника управления правового обеспечения и организации мест-ного самоуправления администрации Нижневартовского района, члена межведом-ственной рабочей группы по развитию агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Нижневартовском районе Колокольцева А.Н. возбуждено дело об административном правонару-шении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное постановление по подве-домственности направлено в Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для рассмотрения дела.
Постановлением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийс-кого автономного округа - Югры от 06.12.2018 Колокольцев А.Н. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей за то, что он, занимая указан-ную должность, в составе названной межведомственной рабочей группы 01.06.2018 проголосовал за отказ в предоставлении индивидуальному предпринимателю (ФИО)6 субсидии, которая полагалась данному лицу за реализованную в апреле 2018 года продукцию.
Колокольцев А.Н. обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой просит указанный выше судебный акт отменить как незаконный, а производство по делу прекратить.
О времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об адми-нистративном правонарушении Колокольцев А.Н. был заблаговременно извещён, однако в судебное заседание не явился и об его отложении не ходатайствовал, в связи с чем поданная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие заявителя.
В судебном заседании прокурор Зоричева Д.С. просила оставить жалобу без удовлетворения, а оспариваемое постановление - без изменения.
Изучив жалобу, выслушав заключение прокурора и проверив дело в полном объёме в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу судебный акт подлежащим отмене.
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отноше-нии лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполня-ющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государст-венных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе осно-вания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Под термином "Главный распорядитель бюджетных средств" понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления го-сударственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образо-вания, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре рас-ходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) по-лучателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государст-венным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предостав-ляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недопо-лученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произве-дённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выпол-нением работ, оказанием услуг. Из местного бюджета такие субсидии предостав-ляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответ-ствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства автономного округа от 09.10.2013 N 420-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018-2025 годах на период до 2030 года", предусматривающая, среди прочего, предоставление субсидий на поддержку растениеводства и животновод-ства, переработки и реализации продукции животноводства, на поддержку мясного скотоводства, переработки и реализации продукции мясного скотоводства. Усло-вия и порядок предоставления таких субсидий регламентированы в Приложении 16 к государственной программе.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Приложения 16 к государственной прог-рамме субсидия предоставляется из бюджетов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за счёт субвенций из бюджета автоном-ного округа. Субсидию предоставляют органы местного самоуправления муници-пальных образований автономного округа с целью возмещения части затрат за объёмы произведенной и реализованной продукции в текущем финансовом году и в декабре отчётного финансового года.
Согласно Уставу Нижневартовского района (принят решением Думы Нижне-вартовского района от 17.11.2017 N 231) исполнительно-распорядительным ор-ганом муниципального образования, наделённым настоящим Уставом полномо-чиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществле-ния отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является Админи-страция района. Администрация района обладает правами юридического лица и является муниципальным казённым учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Администрацией района руководит Глава района на принципах единоначалия (статья 29 Устава). Глава района представляет муници-пальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Нижневартовского района (статья 26 Устава).
Исходя из положений части 3 статьи 27 Устава в случае отсутствия Главы района (командировка, отпуск, болезнь и др.) его полномочия временно исполняет заместитель главы района на основании распоряжения администрации района.
В соответствии с пунктом 7 части 1 и частью 7 статьи 30 Устава Админи-страция района является главным распорядителем средств бюджета Нижневар-товского района, а также наделена полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Нижневартовского района федеральными законами и законами Ханты-Мансий-ского автономного округа - Югры.
Обстоятельства рассматриваемого дела связаны с неправомерным, по мнению прокурора, отказом на основании решения межведомственной рабочей группы
в предоставлении Администрацией Нижневартовского района субсидии инди-видуальному предпринимателю, имевшему право на получение такой субсидии в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа. В данном случае Администрация Нижневартовского района выступала как главный распорядитель бюджетных средств, полученных в виде субвенций из бюджета автономного округа на осуществление отдельного государственного полномочия в рамках указанной государственной программы.
Анализ вышеприведённых актов с учётом обстоятельств рассматриваемого дела позволяет прийти к выводу, что властно-распорядительными полномочиями по предоставлению субсидии индивидуальному предпринимателю был наделён Глава Нижневартовского района как единоличный исполнительный орган данного юридического лица - главного распорядителя бюджетных средств. В отсутствие Главы района эти полномочия мог исполнять его заместитель на основании рас-поряжения Администрации района.
Создание в муниципальном образовании различных координационных струк-тур, каковой является "Межведомственная рабочая группа по развитию агро-промышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Нижневартовском районе" (учреждена постановлением Адми-нистрации Нижневартовского района от 14.03.2014 N 442), распределение Главой района обязанностей между должностными лицами районной администрации не означает наделение этих структур и лиц полномочиями главного распорядителя бюджетных средств. Не выполнение либо ненадлежащее выполнение таким лицом вменённых ему должностных обязанностей может влечь, при наличии к тому осно-ваний, лишь дисциплинарную ответственность работника.
Из материалов дела не следует, что Колокольцев А.Н, состоя в должности заместителя руководителя структурного подразделения Администрации Нижне-вартовского района и являясь членом её координационного органа, был наделён полномочиями главного распорядителя бюджетных средств.
Изложенное свидетельствует о том, что Колокольцев А.Н. субъектом вменён-ного ему административного правонарушения не являлся, то есть к администра-тивной ответственности по настоящему делу привлечен незаконно, в нарушение требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях. При пересмотре дела в Нижневартовском городском суде данное обстоятельство судьёй оставлено без должной правовой оценки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного пра-вонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с отсутствием в действиях Колокольцева А.Н. состава администра-тивного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса, с отменой вынесенного в отношении этого лица постанов-ления по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.12.2018, вынесенное в отношении Колокольцева Андрея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмот-ренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Д.А. Першаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.