Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Гудожникова Д.Н.
судей Гавриленко Е.В, Кузнецова М.В.
при секретаре Чичинове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижневартовского района о возложении обязанности произвести действия для постановки на учет в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости и решении вопроса о признании права муниципальной собственности, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований Межмуниципальный отдел Управления Росреестра по ХМАО-Югре по г. Нижневартовску и г. Мегиону, МОМВД России "Нижневартовский",
по апелляционной жалобе администрации Нижневартовского района на решение Нижневартовского районного суда от 04 октября 2018 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Нижневартовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижневартовского района о возложении обязанности произвести действия для постановки на учет в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости и решении вопроса о признании права муниципальной собственности удовлетворить.
Обязать администрацию Нижневартовского района произвести действия для постановки на учет в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости - автомобильную дорогу, ведущую к детскому лагерю "Лесная сказка" от 8 км автодороги Нижневартовск - Излучинск протяженностью 2,8 км.
Обязать администрацию Нижневартовского района по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимости - автомобильной дороги, ведущей к детскому лагерю "Лесная сказка" от 8 км автодороги Нижневартовск - Излучинск протяженностью 2,8 км, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект".
Заслушав доклад судьи Кузнецова М.В, пояснения прокурора (ФИО)4 возражавшей по доводам апелляционной жалобы и полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Нижневартовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, уточнив которое просил суд обязать администрацию Нижневартовского района: произвести действия для постановки на учет в регистрирующем органе бесхозяйных объектов недвижимости - автомобильную дорогу, ведущую к детскому лагерю "Лесная сказка" от 8 км автодороги Нижневартовск - Излучинск протяженностью 2,8 км; по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимости - автомобильной дороги, ведущей к детскому лагерю "Лесная сказка" от 8 км автодороги Нижневартовск - Излучинск протяженностью 2,8 км, обратиться в суд с требованием о признании права собственности на этот объект.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района по информации МОМВД России "Нижневартовский" на основании решения от 21.08.2018 (номер) в период с 21.08.2018 по 04.09.2018 в отношении администрации Нижневартовского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог местного значения. По информации МОМВД России "Нижневартовский" в рамках повседневного надзора обследована автомобильная дорога, ведущая к детскому лагерю "Лесная сказка" от 8 км автодороги Нижневартовск - Излучинск протяженностью 2,8 км. В ходе обследования установлено, что данная автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, на балансе не состоит, работы по ремонту и содержанию не проводятся. Согласно информации Межмуниципального отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре по г. Нижневартовску и г. Мегиону от 31.08.2018 (номер) земельный участок, на котором находится указанная автомобильная дорога: не отмежеван и не поставлен на государственный кадастровый учет; в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, на котором находится автомобильная дорога, в связи с чем, не представляется возможным получить сведения о категории земель, к которой относится данный земельный участок; в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором находится автомобильная дорога.
В соответствии с информацией главы Нижневартовского района от 27.08.2018 (номер), отвод земельного участка под автомобильную дорогу не проводился, в реестрах муниципальной собственности муниципального образования "Нижневартовский район" и городского поселения "Излучинск" указанная автомобильная дорога отсутствует и в перечни автомобильных дорог Нижневартовского района не включалась
В судебном заседании помощник прокурора Нижневартовского района (ФИО)5 настоял на удовлетворении предъявленных требований в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика (ФИО)6 в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель третьего лица, МОМВД России "Нижневартовский" (ФИО)7 в судебном заседании пояснила, что находит предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, Межмуниципальный отдел Управления Росреестра по ХМАО-Югре по г. Нижневартовску и г. Мегиону ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация Нижневартовского района. В жалобе указано, что принятие бесхозяйного имущества в собственность администрации района является ее правом, а не обязанностью, в связи с чем полагает, что предъявление прокурором данных требований представляет собой вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления. Считает, что спорная дорога не относится к автомобильным дорогам местного значения, поскольку представляет собой стихийно накатанную дорогу из различного материала дорожного покрытия, не имевшего каких-либо искусственных сооружений, следовательно на нее не распространяется возложенная законом на администрацию района обязанность по осуществлению дорожной деятельности. Указывает, что состояние автодороги не отвечает требованиям ГОСТ-а Р50597-93, в связи с чем, муниципальное образование будет вынуждено провести фактически новое строительство дороги по всей протяженности и повлечет за собой к перераспределению бюджетных средств, и ущемление имущественных интересов других граждан.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Нижневартовского района (ФИО)5 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчика и третьих лиц, будучи извещенными не явились. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Прокуратурой Нижневартовского района по информации МОМВД России "Нижневартовский" на основании решения от 21.08.2018 (номер) в период с 21.08.2018 по 04.09.2018 в отношении администрации Нижневартовского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог местного значения.
Согласно информации МОМВД России "Нижневартовский", 15.08.2018 сотрудниками МОМВД России "Нижневартовский" в рамках повседневного надзора обследована автомобильная дорога, ведущая к детскому лагерю "Лесная сказка" от 8 км автодороги Нижневартовск - Излучинск протяженностью 2,8 км (далее - автомобильная дорога). В ходе обследования установлено, что данная автомобильная дорога находится в неудовлетворительном состоянии, на балансе не состоит, работы по ремонту и содержанию не проводятся.
Согласно информации Межмуниципального отдела Управления Росреестра по ХМАО-Югре по г. Нижневартовску и г. Мегиону от 31.08.2018 (номер) земельный участок, на котором находится указанная автомобильная дорога не отмежеван и не поставлен на государственный кадастровый учет; в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, на котором находится автомобильная дорога, в связи с чем, не представляется возможным получить сведения о категории земель, к которой относится данный земельный участок; в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, на котором находится автомобильная дорога.
Согласно информации главы Нижневартовского района от 27.08.2018 (номер), отвод земельного участка под автомобильную дорогу не проводился, в реестрах муниципальной собственности муниципального образования "Нижневартовский район" и городского поселения "Излучинск" указанная автомобильная дорога отсутствует и в перечни автомобильных дорог Нижневартовского района не включалась.
В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения - к вопросам местного значения поселения.
Статьей 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 3 ст. 3 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, которые в полной мере согласуются с указанными выше положениями закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорная автомобильная дорога расположена в границах муниципального образования Нижневартовского района и не относится к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, не является частной автомобильной дорогой, вопрос о принадлежности автомобильной дороги, признании её бесхозяйной или принятии в муниципальную собственность не решен, бездействие органа местного самоуправления в указанной сфере может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку автомобильная дорога в настоящий момент находится в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Возлагая на Администрацию Нижневартовского района обязанность принять меры по постановке на учет и по истечении календарного года со дня постановки на учет обратиться с требованиями о признании права муниципальной собственности на данный объект, суд верно руководствовался положениями статей 210, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Следовательно, бездействие органа местного самоуправления по принятию мер по постановке на муниципальный баланс данной дороги, которая используется неопределенным кругом лиц, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Вывод суда о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности принять меры по постановке данного объекта на учет и по истечении календарного года со дня постановки на учет подать заявление о принятии его в собственность не противоречит требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о неудовлетворительном состоянии спорной дороги, необходимости увеличения расходной части бюджета не ее содержание и на вмешательство прокурора в деятельность органа местного самоуправления судебная коллегия признает несостоятельными, и противоречащими указанным выше положениям закона, в силу которых к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, а при невозможности - обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, приняв в дальнейшем его в муниципальную собственность.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, свидетельствуют о неверном толковании положений норм материального права, и не свидетельствуют о нарушении прав ответчика, так как возложенные судом обязанности предусмотрены законом.
Исходя из требований закона, при установленном нарушении прав неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества как бесхозяйного, и в силу закона должен нести бремя безопасного использования последнего.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нижневартовского районного суда от 04 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Нижневартовского района - без удовлетворения.
Председательствующий Гудожников Д.Н.
Судьи Гавриленко Е.В.
Кузнецов М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.