Петропавловск-Камчатский Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Венина А.Н,
при секретаре Чуйковой Ю.В.
с участием представителя административного истца Воровского В.А. - Лукьянчука И.Б, представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопковой Е.И, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю МырзаД.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воровского В.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Воровский В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений по Камчатскому краю (далее - Министерство), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление Росреестра по Камчатскому краю) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - земельного участка "данные изъяты".
Свои требования административный истец мотивировал следующим.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года N 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2012года согласно приложению.
В соответствии с приложением к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года N 981-р кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 11603056 рублей 60копеек ( "данные изъяты").
Посчитав, что результаты определения кадастровой стоимости необоснованно увеличивают расходы по уплате земельного налога, Воровский В.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, представив в обоснование размера рыночной (кадастровой) стоимости объекта недвижимости отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 17 сентября 2018 года N41/09-18. На основании произведенных независимым оценщиком расчетов административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, равную его рыночной стоимости, в размере 4122121рубль по состоянию на 1 января 2012года.
Одновременно Воровский В.А. ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском и признании причин пропуска срока уважительными. Данное ходатайство мотивировано тем, что о своем нарушенном праве административный истец узнал в июне 2018 года, когда получил налоговое уведомление о необходимости уплаты земельного налога за 2017 год. До 2018 года от уплаты данного налога он был освобожден ввиду наличия пенсионных льгот.
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик Министерство выразил несогласие с требованиями Воровского В.А. Указал, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29ноября 2012 года N 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2012года. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 декабря 2012 года. В связи с этим, ссылаясь на положения главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагал, что административным истцом пропущен пятилетний срок обжалования результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Аналогичная правовая позиция отражена в отзыве административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю. Вместе с тем указано, что Управление не возражает в части оформления и содержания отчета об оценке требованиям федерального законодательства и федеральных стандартов оценки. При этом административный ответчик полагал, что у Воровского В.А. имелась возможность обратиться в суд в установленный законом пятилетний срок.
Административный истец Воровский В.А. участия в судебном заседании не принимал, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие, с участием своего представителя. В судебном заседании 14 января 2019 года истец пояснил, что налоговые уведомления получала и оплачивала супруга, поэтому он не мог знать, какие суммы в них отражены.
Представитель административного истца Лукьянчук И.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Также поддержал ходатайство овосстановлении срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости. Дополнительно суду пояснил, что административный истец является юридически неграмотным, больным человеком. О своем нарушенном праве узнал из налогового уведомления, полученного в 2018 году. Ранее уплату всех налогов осуществляла жена Воровского В.А.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопкова Е.И. возражала относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю Мырза Д.А. в судебном заседании также полагала требования Воровского В.А. неподлежащими удовлетворению ввиду пропуска пятилетнего срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Указала, что административный истец не мог не знать кадастровую стоимость объекта недвижимости, поскольку его право собственности на земельный участок было зарегистрировано в 2008 году.
Допрошенная по ходатайству представителя административного истца свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что состоит с ВоровскимВ.А. в гражданском браке, совместно проживает с ним с ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что в 2018 году уплату земельного налога, начисленного на спорный объект недвижимости, произвела она, а в 2017году Воровский В.А. уплатил земельный налог самостоятельно.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (абзац2).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28), согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании.
В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), а также экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
Согласно статье 17 данного Федерального закона орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).
Как следует из материалов дела, Воровскому В.А. на основании договора купли-продажи N ДД.ММ.ГГГГ передан в собственность объект недвижимости - земельный участок "данные изъяты". Государственная регистрация права была произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26). Разрешенное и фактическое использование земельного участка: "данные изъяты".
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года N 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2012года, согласно приложению N 1 которого кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на указанную дату определена в размере 11603056 рублей 60 копеек (л.д. 7).
Оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 28 декабря 2012 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН, в которой указана дата утверждения кадастровой стоимости 29апреля 2013 года (л.д.25).
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края ЛопковаЕ.И. пояснила, что распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки, в том числе спорного объекта недвижимости, было обжаловано в суде, поэтому дата утверждения кадастровой стоимости позднее даты внесения в государственный кадастр.
При таких обстоятельствах, не ухудшающих положение административного истца, пятилетний срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости надлежит исчислять с даты утверждения кадастровой стоимости - 29апреля 2013 года, и, соответственно, он истекает 29апреля 2018 года.
Административное исковое заявление подано административным истцом в Камчатский краевой суд 31октября 2018 года (л.д. 19), то есть с пропуском установленного законом срока.
Причины пропуска указанного срока, изложенные в административном иске и в пояснениях административного истца и его представителя, не могут быть признаны уважительными по следующим основаниям.
Из ответа ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому от 22 января 2019года N 11-45/01128 на судебный запрос следует, что административный истец был освобожден от уплаты земельного налога в отношении указанного земельного участка только с 2008 по 2014 год на основании решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 18 ноября 2010года N 305-нд (ред. от 18 ноября 2014 года) "О земельном налоге на территории Петропавловск-Камчатского городского округа".
Исследованные в судебном заседании налоговые уведомления N 39311008 от 5августа 2017 года о размере земельного налога за 2016 год и N 70285504 от 23 июня 2018 года о размере земельного налога за 2017 год, адресованные Воровскому В.А. содержат информацию о налоговой базе (кадастровой стоимости земельного участка) в размере 11603056рублей. Задолженность по земельному налогу за предыдущие налоговые периоды в отношении спорного объекта недвижимости налоговым органом в уведомлениях не отражена.
Свидетель ФИО1. в судебном заседании доводы административного истца об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за защитой своего нарушенного права не подтвердила, пояснив, что уплата земельного налога в отношении спорного объекта недвижимости по налоговому уведомлению в 2017 году производилась лично Воровским В.А.
Таким образом, суд приходит к выводу, что о своем нарушенном праве административный истец узнал в 2017 году при получении налогового уведомления, содержащего сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка, то есть в пятилетний период, предусмотренный Законом для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
Материалы дела не содержат доказательств того, что административный истец с момента получения налогового уведомления о расчете земельного налога в связи с отменой налоговой льготы в отношении спорного земельного участка, являющегося объектом налогообложения, был лишен возможности своевременно обратиться за квалифицированной юридической помощью для защиты своих нарушенных прав.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, объективно подтверждающих невозможность своевременного обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением по независящим от заявителя обстоятельствам, правовых оснований для восстановления срока обжалования результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не имеется.
Довод представителя административного истца о необходимости восстановления срока на обжалование результатов определения кадастровой стоимости, продолжающих свое действие по истечении пятилетнего срока на подачу в суд заявления о пересмотре этой стоимости со ссылкой на пункт 8 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28, является необоснованным.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28, не следует, что продолжение действия результатов кадастровой оценки по истечении пятилетнего срока с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов является единственным и безусловным основанием для восстановления срока на обжалование, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ.
Верховным Судом Российской Федерации указано, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28).
Исходя из вышеизложенного, заявленные административным истцом требования подлежат оставлению без удовлетворения в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Воровскому В.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка "данные изъяты", отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 30 января 2019 года.
Председательствующий А.Н. Венин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.