Петропавловск-Камчатский Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Венина А.Н,
при секретаре Ткаченко А.В,
при участии представителя административного истца Угольниковой А.А. - Лукьянчука И.Б, представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопковой Е.И, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю МырзаД.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Угольниковой А.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Угольникова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений по Камчатскому краю (далее - Министерство), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - Управление Росреестра по Камчатскому краю) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве аренды объекта недвижимости - земельного участка "данные изъяты".
Свои требования административный истец мотивировал следующим.
На праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора истцу принадлежит земельный участок площадью 10208 кв. м в связи с покупкой гаражного бокса на территории потребительского кооператива ГСК " "данные изъяты"". Угольникова А.А. включена в договор аренды 20 сентября 2017 года, что подтверждается соглашением, заключенным с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года N 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2012года согласно приложению.
В соответствии с приложением к распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года N 981-р кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 29731514 рублей 56копеек.
Посчитав, что результаты определения кадастровой стоимости необоснованно увеличивают расходы по уплате арендных платежей за использование земельного участка, Угольникова А.А. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, представив в обоснование размера рыночной (кадастровой) стоимости объекта недвижимости отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 28 августа 2018 года N35/08-18. На основании произведенных независимым оценщиком расчетов административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, равную его рыночной стоимости, в размере 12088 416рублей по состоянию на 1 января 2012года.
Одновременно Угольникова А.А. ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском и признании причин пропуска срока уважительными. Ходатайство мотивировано тем, что при оплате в феврале 2018 года арендных платежей из полученного расчета арендной платы за использование земельного участка, предоставленного по договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 2 марта 2017 года, административный истец узнала о необоснованном завышении этих платежей. В связи с этим 18 февраля 2018 года УгольниковаА.А. обратилась с заявлением к председателю ГСК" "данные изъяты"", в котором просила разъяснить, каким образом рассчитывается арендная плата за использование земельного участка. О своем нарушенном праве узнала только на собрании правления членов ГСК " "данные изъяты"", проведенном 20 июня 2018 года, на котором пояснили, что арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости арендуемого земельного участка. В связи с этим Угольникова А.А. начала предпринимать меры, направленные на сбор документов, необходимых для обращения в суд, что заняло около двух месяцев. Кроме того, пропуск процессуального срока объясняется также тем, что первоначально административный истец обратился с аналогичным административным исковым заявлением в Петропавловск-Камчатский городской суд.
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края выразил несогласие с требованиями Угольниковой А.А. Указал, что 19октября 2017 года административный истец включен в число арендаторов земельного участка с кадастровым номером N по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N 15/16 от2марта 2017 года. Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29ноября 2012 года N 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2012года. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 декабря 2012 года. В связи с этим, ссылаясь на положения главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагал, что административным истцом пропущен пятилетний срок обжалования результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Аналогичная правовая позиция отражена в отзыве административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю. Вместе с тем указано, что Управление не возражает в части оформления и содержания отчета об оценке требованиям федерального законодательства и федеральных стандартов оценки. При этом административный ответчик полагал, что у Угольниковой А.А. имелась возможность обратиться в суд в установленный законом пятилетний срок.
Административный истец Угольникова А.А. участия в судебном заседании не принимала, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в ее отсутствие, с участием своего представителя.
Представитель административного истца Лукьянчук И.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и дополнении к нему. Также поддержал ходатайство овосстановлении срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопкова Е.И. возражала относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю Мырза Д.А. в судебном заседании также полагала требования Угольниковой А.А. неподлежащими удовлетворению ввиду пропуска пятилетнего срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно абзацу 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28) арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (абзац2).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015года N 28, согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании.
В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), а также экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.
Согласно статье 17 данного Федерального закона орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление об оспаривании).
Как следует из материалов дела, Угольниковой А.А. на праве аренды принадлежит объект недвижимости - земельный участок "данные изъяты".
Права административного истца на земельный участок подтверждаются соглашением от 20 сентября 2017 года о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 2 марта 2017 года N115/16, заключенный с Управлением архитектуры, градостроительства и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (л.д. 28-30).
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года N 981-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Камчатского края по состоянию на 1 января 2012года, согласно приложению N 1 которого кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на указанную дату определена в размере 29731514 рублей 56 копеек (пункт N).
Оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 28 декабря 2012 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН, в которой указана дата утверждения кадастровой стоимости 29апреля 2013 года (л.д.27).
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края ЛопковаЕ.И. пояснила, что распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки, в том числе спорного объекта недвижимости, было обжаловано в суде, поэтому дата утверждения кадастровой стоимости позднее даты внесения в государственный кадастр.
При таких обстоятельствах, не ухудшающих положение административного истца, пятилетний срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости надлежит исчислять с даты утверждения кадастровой стоимости - 29апреля 2013 года, и, соответственно, он истекает 29апреля 2018 года.
Административное исковое заявление подано административным истцом в Камчатский краевой суд 31октября 2018 года (л.д. 21), то есть с пропуском установленного законом срока.
Причины пропуска указанного срока, изложенные в административном иске и дополнениях к нему, не могут быть признаны уважительными по следующим основаниям.
В соответствии с соглашением от 20 сентября 2017 года Угольникова А.А. включена в качестве арендатора в договор аренды N 115/16 от 2 марта 2017 года земельного участка: "данные изъяты", со множественностью лиц на стороне арендатора в связи с покупкой кооперативного гаражного бокса N "данные изъяты" на территории потребительского кооператива ГСК " "данные изъяты"" для личного использования. Право собственности на данный гаражный бокс зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28, 32).
Таким образом, право пользования спорным земельным участком и, соответственно, право на обращение в суд по пересмотру результатов определения его кадастровой стоимости, возникло у административного истца 20 сентября 2017года, то есть в период пятилетнего срока, установленного для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости.
Из ответа Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21января 2019 года N 01-08-01/226/17 на судебный запрос следует, что протокол расчета платы за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером N за период с "данные изъяты" и протокол расчета арендной платы за 2017 год за использование земельного участка с кадастровым номером N по договору аренды от 2 марта 2017 года N15/16 за период со 2 марта 2017года по 31декабря 2017 года были направлены в адрес Угольниковой А.А. сопроводительным письмом исх. N 01-08-01/9800/17 от 26сентября 2017 года.
Согласно предоставленной Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений копии уведомления о вручении почтового отправления административный истец получил указанные документы 4 октября 2017года, то есть более чем за 6 месяцев до истечения пятилетнего срока, установленного законодателем для обжалования результатов определения государственной кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца факт получения указанных документов Угольниковой А.А. от Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений не оспаривал.
Исследованный в судебном заседании протокол расчета арендной платы за использование земельного участка, предоставленного по договору аренды земли N15/16 от 2 марта 2017 года за 2017 год, содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка, на основании которой рассчитывается арендная плата, а также о порядке расчета арендных платежей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что о своем нарушенном праве административный истец узнал в 2017 году при получении протокола расчета арендной платы, содержащего сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка, то есть в пятилетний период, предусмотренный Законом для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
Материалы дела не содержат доказательств того, что административный истец с момента получения протокола расчета арендной платы в отношении спорного земельного участка был лишен возможности своевременно обратиться за квалифицированной юридической помощью для защиты своих нарушенных прав.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, объективно подтверждающих невозможность своевременного обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением по независящим от заявителя обстоятельствам, правовых оснований для восстановления срока обжалования результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не имеется.
Довод представителя административного истца о необходимости восстановления срока на обжалование результатов определения кадастровой стоимости, продолжающих свое действие по истечении пятилетнего срока на подачу в суд заявления о пересмотре этой стоимости со ссылкой на пункт 8 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28, является необоснованным.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28, не следует, что продолжение действия результатов кадастровой оценки по истечении пятилетнего срока с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов является единственным и безусловным основанием для восстановления срока на обжалование, предусмотренного частью 3 статьи 245 КАС РФ.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума ВСРФ от 30 июня 2015 года N 28).
Исходя из вышеизложенного, заявленные административным истцом требования подлежат оставлению без удовлетворения в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Угольниковой А.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Камчатского края и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка "данные изъяты", отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 30 января 2018 года.
Председательствующий А.Н. Венин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.