Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу законного представителя - директора ООО "СРП Всероссийское общество глухих" Бурмистрова В.Г. на постановление и.о. начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 23 марта 2018 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Социально-реабилитационное предприятие Чебоксары "Всероссийское общество глухих",
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике N от 23 марта 2018 года ООО "Социально-реабилитационное предприятие Чебоксары "Всероссийское общество глухих" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО "Социально-реабилитационное предприятие Чебоксары "Всероссийское общество глухих" Бурмистров В.Г. подал жалобу в Московский районный суд г. Чебоксары на предмет отмены постановления должностного лица.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года постановление от 23 марта 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Бурмистров В.Г. просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными, и указывая на нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные при их принятии.
В обоснование жалобы указывает, что не знал о том, что ФИО1 работала в обществе, оформлена была формально, документы и имущество бывший руководитель ему не передавал. Также указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, изучив материалы административного дела и дела N, выслушав пояснения директора ООО "СРП Всероссийское общество глухих" Бурмистрова В.Г, защитника Медведева В.В, допросив свидетеля ФИО2, прихожу следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
ДД.ММ.ГГГГ произошел несчастный случай со смертельным исходом с переводчиком жестового языка общества ФИО1.
Как следует из материалов настоящего дела, в ходе проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ проверки по соблюдению требований трудового законодательства по адресу: "адрес", главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике выявлено, что в нарушение требований ст. 228.1 Трудового кодекса РФ, ООО "Социально-реабилитационное предприятие Чебоксары "Всероссийское общество глухих" не направило извещение о несчастном случае со смертельным исходом в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ООО "Социально-реабилитационное предприятие Чебоксары "Всероссийское общество глухих" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В обоснование вины Общества должностное лиц и судья районного суда сослались на протокол об административном правонарушении N от 13 марта 2018 года.
Однако, с выводом должностного лица и судьи о доказанности вины ООО "Социально-реабилитационное предприятие Чебоксары "Всероссийское общество глухих" согласиться нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 13 марта 20018 года усматривается, что законному представителю юридического лица Бурмистрову В.Г. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанной статьи подпись Бурмистрова В.Г. отсутствует (л.д. 21). Расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальных документов по настоящему делу, в материалах дела также отсутствует.
Изложенное свидетельствует о том, что Бурмистров В.Г. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав.
Более того, протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 названной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как усматривается из материалов дела протокол об административном правонарушении не содержит подписи лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, а также отметки должностного лица о том, что указанное лицо отказалось от подписания названного протокола.
В связи с вышеизложенным, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
Должностное лицо и судья районного суда указанным обстоятельствам оценки не дали.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на не вступивший в законную силу судебный акт, принятый по делу.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление и.о. начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 23 марта 2018 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Социально-реабилитационное предприятие Чебоксары "Всероссийское общество глухих" подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановления.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
жалобу директора ООО "СРП Всероссийское общество глухих" Бурмистрова В.Г. - удовлетворить.
Постановление и.о. начальника отдела - главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 23 марта 2018 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Социально-реабилитационное предприятие Чебоксары "Всероссийское общество глухих" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.