Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Андреева Р.Р. на решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод",
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике N от 28 сентября 2018 года ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 19 ноября 2018 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 28 сентября 2018 года в отношении ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод" изменено, назначено административное наказание с применением ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и ст. 3.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо Андреев Р.Р, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, просит об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что суд необоснованно назначил административное наказание в виде предупреждения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Андреева Р.Р, поддержавшего жалобу, мнение прокурора Дельмана А.О, защитника ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод" Васильева А.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса РФ все работники, в т.ч. руководители организации, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны руда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
Согласно п. 1.1 постановления Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
В соответствии с п. 1.5 Порядка обучению охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Пунктом 1.7 Порядка предусмотрено, что ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2.1 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Согласно п. 2.2.2 Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Из материалов дела следует, что по поручению прокуратуры Чувашской Республики в период с ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод", зарегистрированного по адресу: "адрес".
В ходе проверки установлено, что по состоянию на "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ все работники общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Не проведено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов работников, которым по результатам специальной оценки условий труда установлены вредные условия труда по классу 3.1: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11.
По результатам проверки 17 сентября 2018 года прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики возбуждено дело об административном правонарушении.
Рассматривая жалобу на вынесенное должностным лицом постановление, судья районного суда счел доказанным нарушение ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод" вышеназванных положений трудового законодательства, вместе с тем пришел к выводу о необходимости изменения вида назначенного наказания.
Руководствуясь требованиями ст. 4.1.1 и ст. 3.4 КоАП РФ, принимая во внимание, что ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод" является субъектом малого предпринимательства, ранее за подобные правонарушения к административной ответственности не привлекалось, в деле отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, судья районного суда пришел к выводу о возможности замены назначенное наказания в виде административного штрафа на предупреждение и изменил оспариваемое постановление административного органа в соответствующей части.
Между тем с указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно реестру субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы "данные изъяты" ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод" является малым предприятием, что подтверждается выпиской из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства N от 28 сентября 2018 года (л.д. 44).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) (часть 1 статья 1 указанного Федерального закона).
По смыслу указанных норм, лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушения, санкция которых не предусматривает наказание в виде предупреждения, может быть освобождено от наказания в виде административного штрафа с заменой данного вида наказания на предупреждение, если административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод" проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ.
Административное правонарушение выявлено прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в результате осуществления мероприятий прокурорского надзора (л.д. 49-51). Дело об административном правонарушении в отношении ООО "Мариинско-Посадский Маслозавд" возбуждено прокурором по результатам прокурорской проверки, проведенной в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В силу прямого указания в п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294 его положения не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о возможности в рассматриваемом случае заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, является неправомерным.
С учетом изложенное, решение судьи подлежит отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ не истек.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Андреева Р.Р. - удовлетворить.
Решение судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Мариинско-Посадский Маслозавод" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.