Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Коммунальные технологии" Матвеевой П.А. на постановление административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 2 октября 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в отношении ООО "Коммунальные технологии",
установил:
постановлением административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 2 октября 2018 года ООО "Коммунальные технологии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 8).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Коммунальные технологии" Матвеевой П.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник общества Матвеева П.А. выражает несогласие с вынесенными по делу актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтено, что тепловые сети находятся в эксплуатации МУП "Теплосеть", ООО "Коммунальные технологии" не имеет возможности проводить какие-либо работы.
В судебное заседание, состоявшееся 12 февраля 2019 года в 14 часов 00 минут, председатель административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары Андреев М.А, законный представитель ООО "Коммунальные технологии", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения названной жалобы не явились.
12 февраля 2018 года в Верховный Суд Чувашской Республики поступило ходатайство, подписанное защитником ООО "Коммунальные технологии" Матвеевой П.А, о рассмотрении жалобы без участия защитника Общества.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 10.4 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" за ненадлежащее содержание строительных площадок и мест, на которых производятся земляные работы, прокладка и переустройство инженерных сетей и коммуникаций, выраженное в отсутствии необходимых заграждений, освещения, указателей, мест для размещения отходов, необеспечение безопасности движения пешеходов и транспорта на объектах строительства, в отношении проектной документации которых не проводится государственная (негосударственная) экспертиза и которые не подпадают под действие норм об обязательном государственном строительном надзоре в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 8 час. 20 мин. по адресу: "адрес", ООО "Коммунальные технологии" не восстановило благоустройство, разрушенное при производстве на теплотрассе аварийных работ, проводимых на основании ордера-разрешения N от 13 июля 2018 года со сроком выполнения работ с 13 июля по 14 июля 2018 года и ордера N от 2 августа 2018 года со сроком выполнения работ с 3 августа по 4 августа 2018 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ООО "Коммунальные технологии" протокола об административном правонарушении от 14 сентября 2018 года и вынесения постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении N от 2 октября 2018 года.
3 декабря 2018 года по результатам рассмотрения жалобы представителя Общества на постановление административной комиссии судьей районного суда принято решение об оставлении указанного акта без изменения.
Между тем судьей районного суда не было приято во внимание следующее.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Согласно материалам дела протокол N б/н об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", составлен членом административной комиссии при администрации Ленинского района в отношении Общества 14 сентября 2018 года в 14 часов 25 минут в отсутствие законного представителя (л.д. 11).
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении ООО "Коммунальные технологии" о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 14 сентября 2018 г. в 14 часов 25 минут.
В материалах дела имеется копия, адресованного генеральному директору общества уведомления от 11 сентября 2018 г. N, в котором ему предложено явиться по адресу: "адрес", к. 19 на составление протоколов о совершении административных правонарушениях, предусмотренных ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", 14 сентября 2018 года в 9 часов 00 минут (л.д. 12).
О том, что данное извещение касалось составления протокола по факту привлечения юридического лица ООО "Коммунальные технологии" к ответственности, в нем не указано, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Между тем протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя юридического лица не в 9 часов 14 сентября 2018 года, а в 14 часов 25 минут 14 сентября 2018 г.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ООО "Коммунальные технологии" о составлении протокола об административном правонарушении в 9 часов, а также в 14 часов 25 минут 14 сентября 2018 г. не извещалось.
При рассмотрении жалобы судья районного суда не принял во внимание, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении Общества времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о направлении ООО "Коммунальные технологии" копии протокола об административном правонарушении.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на не вступивший в законную силу судебный акт, принятый по делу.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", составляет два месяца.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, поскольку в ордере предусмотрен срок, в течение которого Общество обязано выполнить возложенную обязанность, то правонарушение, предусмотренное ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", совершенное ООО "Коммунальные технологии", не является длящимся.
Из имеющейся в материалах дела копии ордера-заявки N от 13 июля 2018 года, выданного ООО "Коммунальные технологии", следует, что срок его действия составляет с 13 июля 2018 года по 14 июля 2018 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет два месяца и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. По данному ордеру-заявке срок истек 15 сентября 2018 года.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанных норм, 10 октября 2018 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, административная комиссия рассмотрела данное дело об административном правонарушении, признав Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
При пересмотре указанного постановления судьей районного суда вопросу соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности не дано правовой оценки.
С учетом изложенного постановление административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары N 30333 от 2 октября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 3 декабря 2018 года подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы ООО "Коммунальные технологии" срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 2 октября 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в отношении ООО "Коммунальные технологии" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А.Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.