Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Коммунальные технологии" Матвеевой П.А. на постановление административной комиссии при администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 25 сентября 2018 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в отношении ООО "Коммунальные технологии",
установил:
постановлением административной комиссии при администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 25 сентября 2018 года ООО "Коммунальные технологии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Коммунальные технологии" Матвеевой П.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник общества Матвеева П.А. выражает несогласие с вынесенными по делу актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что судом не учтено, что тепловые сети находятся в эксплуатации МУП " "данные изъяты"". ООО "Коммунальные технологии" не имеет возможности проводить земляные работы, планировку грунта в пределах охранных зон тепловых сетей; нормы ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" не содержит указаний на то, что общество обязано восстановить разрушенное благоустройство после проведения аварийных работ на теплотрассе; администрация злоупотребляет своим правом, поскольку привлекает к административной ответственности по ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", при этом положения ст. 10 указанного закона признаны утратившими силу.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 10.4 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" за ненадлежащее содержание строительных площадок и мест, на которых производятся земляные работы, прокладка и переустройство инженерных сетей и коммуникаций, выраженное в отсутствии необходимых заграждений, освещения, указателей, мест для размещения отходов, необеспечение безопасности движения пешеходов и транспорта на объектах строительства, в отношении проектной документации которых не проводится государственная (негосударственная) экспертиза и которые не подпадают под действие норм об обязательном государственном строительном надзоре в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с п. 5.2.4.9.12. Правил благоустройства территории города Чебоксары юридическое лицо, производящее земляные работы, должно восстановить нарушенные газоны, зеленые насаждения, детские и спортивные площадки, малые архитектурные формы, бортовой камень и асфальтовое покрытие качественно.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", составляет два месяца.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 35 мин. по адресу: "адрес", ООО "Коммунальные технологии" не восстановило благоустройство, разрушенное при производстве аварийных работ на теплотрассе, и не обеспечило безопасное движение транспорта и пешеходов.
Срок действия выданного ООО Коммунальные технологии" ордера-разрешения с 24 мая 2018 года по 25 мая 2018 года.
Таким образом, поскольку в ордере предусмотрен срок, в течение которого Общество обязано было выполнить возложенную обязанность, то правонарушение, предусмотренное ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", совершенное ООО "Коммунальные технологии", не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет два месяца и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. По данному делу срок истек 26 июля 2018 года.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанных норм 25 сентября 2018 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, административная комиссия рассмотрела данное дело об административном правонарушении, признав Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
При пересмотре указанного постановления судьей районного суда вопросу соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности не было дано никакой правовой оценки.
Кроме того, судья районного суда, оставляя постановление без изменения, сослался на п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которой по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Следует также отметить, что правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области благоустройства территории.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года N 1006 утверждены Правила благоустройства территории города Чебоксары, устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяющие общие требования к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к объектам благоустройства и их отдельным элементам, к содержанию и эксплуатации объектов благоустройства (п.1.2).
Между тем постановление административной комиссии, а также решение судьи районного суда, не содержит указания на конкретные пункты Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 г. N 1006, которые нарушены Обществом.
С учетом вышеизложенного постановление административной комиссии при администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 25 сентября 2018 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики жалобы ООО "Коммунальные технологии" срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии при администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики N от 25 сентября 2018 года, решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 3 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.4 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", в отношении ООО "Коммунальные технологии" отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А.Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.