Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н., при секретаре Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Павлова А.Г. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 18 мая 2018 года, поступившее по апелляционным жалобам административного ответчика - администрации Ибресинского района Чувашской Республики и административного истца - Павлова А.Г. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Павлова А.Г. к межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 7 февраля 2017 года N N, о признании заключения N N от 18 мая 2018 года незаконным удовлетворить;
признать незаконным заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 7 февраля 2014 года N N "Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" N N от 18 мая 2018 года;
на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос на межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда Ибресинского района Чувашской Республики и провести оценку соответствия двухквартирного жилого дома, находящегося по адресу: "адрес", требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Павлов А.Г обратился в суд с административным иском к межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 7 февраля 2017 года N N, о признании заключения от 18 мая 2018 года N N незаконным, мотивировав требование тем, что он является собственником квартиры N N, расположенной в доме "адрес", заключением межведомственной комиссией дом признан аварийным и подлежащим сносу, при этом учитывались сведения, изложенные в техническом заключении эксперта ООО "Проектно-сметное бюро". Однако выводы эксперта не соответствуют действительности, что, наряду с прочим, подтверждается составленным по его обращению техническим заключением ООО "Инновационные строительные материалы".
В судебном заседании представитель административного истца Максимова JI.C. административные исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика - администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайлова И.Н. и представитель заинтересованного лица - администрации Ибресинского городского поселения Андреева М.А. просили отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что дом был включен в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда; жильцам дома, в том числе и Павлову А.Г, в 2015 году предоставлены другие жилые помещения. Обследование дома в мае-месяце 2018 года было проведено на основании решения суда, ранее признавшим аналогичное заключение межведомственной комиссии незаконным; Павлов А.Г. неоднократно препятствовал в доступе к части дома, занимаемой его квартирой, несмотря на это, порядок признания многоквартирного дома непригодным для проживания и подлежащим сносу был соблюден. Просили учесть, что информация о республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013-2017 год, в которую включен дом, носила открытый характер, таким образом, административным истцом при подаче административного иска 26 октября 2018 года пропущен срок на обращение в суд с указанным требованием.
Представитель заинтересованного лица - администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Андреева М.А. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, полагая, что заключение межведомственной комиссии N N от 18 мая 2018 года соответствует установленным требованиям.
Судом постановлено указанное выше решение, которое обжаловано административным ответчиком - администрацией Ибресинского района Чувашской Республики и административным истцом Павловым А.Г.
В апелляционной жалобе администрация Ибресинского района Чувашской Республики просит отменить вышеуказанное решение по доводам, изложенным в ходе судебного разбирательства.
В апелляционной жалобе административный истец Павлов А.Г. просит отменить решение суда в части возложения обязанности на межведомственную комиссию проведения оценки соответствия дома установленным требованиям, указывая, что такого требования он не заявлял, кроме того, в данной части уже имеется вступившее в законную силу решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2017 года.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Максимовой Л.C. и представителя административного ответчика - администрации Ибресинского района Чувашской Республики Михайловой И.Н, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных участников производства по делу, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.308 Кодекса административного производства Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым согласиться с доводами апелляционной жалобы администрации Ибресинского района Чувашской Республики, находя их обоснованными.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности заключения межведомственной комиссии от 18 мая 2018 года N N, полагая, что специалистом ООО "Проектно-сметное бюро" были обследованы не все элементы дома, так как собственник квартиры N N Павлов А.Г. не был извещен о времени обследования, и, соответственно, он не обеспечил доступ специалиста в квартиру N N, кроме того, предварительно не были получены заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), необходимые для принятия решения, в оспариваемом заключении отсутствуют сведения об участии эксперта и собственников помещений.
Довод администрации Ибресинского района Чувашской Республики о пропуске срока обращения в суд с административным иском суд расценил как необоснованный, исходя из того, что оспариваемое заключение от 18 мая 2018 года получено Павловым А.Г. 10 октября 2018 года с исковым заявлением по другому гражданскому делу. То обстоятельство, что информация о республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда носит открытый характер, суд посчитал не имеющим значения для дела.
Судебная коллегия полагает, что решение принято судом первой инстанции с нарушением требований статей 14, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которыми установлено, что суд разрешает дело на основе всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, при этом обязан оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 года N168 была утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013 - 2017 годы, целью которой являлось обеспечение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Двухквартирный дом "адрес" числится в перечне аварийных многоквартирных домов, приведенном в приложении N N к республиканской адресной программе.
Во исполнение постановления администрации Ибресинского района от 11 апреля 2013 г. N159 "а" "Об утверждении районной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Ибресинского района Чувашской Республики на 2013-2015 годы" администрацией Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики принято постановление от 29 декабря 2015 г. N348 "О переселении из ветхого аварийного жилья во вновь построенный многоквартирный жилой дом N "адрес"".
Этим постановлением предоставлены в порядке переселения жилые помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в жилых домах, входящих в районную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Ибресинского района Чувашской Республики на 2013-2015 годы". Согласно приложению к настоящему постановлению, Павлов А.Г, проживающий по адресу: "адрес", был включен в названный список граждан, переселяющихся по районной адресной программе.
С жильцами квартиры N N названного дома администрацией Ибресинского городского поселения был заключен договор мены от 26 января 2016 года. С жильцом квартиры N N Павловым А.Г. был заключен договор социального найма от 29 декабря 2015 года, согласно которому ему передавалась квартира N N "адрес".
Заключение межведомственной комиссии от 30 декабря 2009 года, по которому дом признавался аварийным и подлежащим сносу, было признано незаконным решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2017 года. На межведомственную комиссию возлагалась обязанность провести оценку соответствия дома установленным требованиям.
Из материалов дела усматривается, что администрация Ибресинского района Чувашской Республики неоднократно направляла Павлову А.Г. по адресам его нахождения уведомления с просьбой обеспечить доступ в помещение его квартиры для проведения обследования дома.
Направлялось ему и уведомление о заседании межведомственной комиссии, назначенном на 18 мая 2018 года.
Заключением межведомственной комиссии от 18 мая 2018 года N N, принятым исходя из рассмотрения технических паспортов и технического заключения ООО "Проектно-сметное бюро" по результатам обследования строительных конструкций, дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отказано в иске администрации Ибресинского городского поселения к Павлову А.Г. о признании недействительным решения в части его включения в список граждан, переселяющихся по районной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Ибресинского района Чувашской Республики на 2013-2015 гг." по постановлению администрации Ибресинского городского поселения от 29 декабря 2015 года N N недействительным, признании недействительным договора социального найма от 29 декабря 2015 года N N в отношении квартиры в "адрес", применении последствий недействительности ничтожных сделок, выселении Павлова А.Г. из указанной квартиры.
Из апелляционного определения усматривается, что иск был мотивирован ссылкой на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2017 года, которым заключение межведомственной комиссии от 30 декабря 2009 года о признании дома по "адрес" аварийным и подлежащим сносу было признано незаконным.
В апелляционном определении отмечено, что между истцом и ответчиком фактически достигнуто соглашение по выбору способа обеспечения жилищных прав собственника квартиры в аварийном доме посредством предоставления ему другого жилого помещения.
Учитывая вышеизложенные сведения, судебная коллегия находит неубедительным довод административного истца о том, что о заключении межведомственной комиссии от 18 мая 2018 года N N он узнал лишь в октябре 2018 года.
Административный истец должен был узнать о заключении межведомственной комиссии, и, следовательно, о предполагаемом нарушении его прав, не позднее 30 мая 2018 года.
Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что требования административного истца не могут быть удовлетворены и с учетом остальных обстоятельств дела.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно абзацу 7 пункта 44 признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, что и было сделано межведомственной комиссией при составлении заключения от 18 мая 2018 года N N. Комиссией приведены обоснования заключения о непригодности дома для проживания.
Судебная коллегия находит ошибочными выводы суда относительно технического заключения ООО "Проектно-сметное бюро", достоверность которого в действительности не опровергнута. Оснований считать, что оно относится лишь к квартире N N, содержание технического заключения, вопреки выводу суда, не предоставляет. Сам по себе факт недопуска в квартиру N N не означает необъективности технического заключения.
Следует отметить, что суд сослался на сомнения относительно привлечения специализированной организации к обследованию дома, тем самым исходил из предположения, что, учитывая задачи судопроизводства, является недопустимым.
Не может быть принята во внимание ссылка административного истца на техническое заключение ООО "Инновационные строительные материалы", так как оно относится к 2017 году и касается элементов только квартиры N N.
Согласно пункту 33 вышеназванного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Такого характера признаки приведены в техническом заключении ООО "Проектно-сметное бюро", составленном по результатам проведенного 04 мая 2018 года обследования.
Обязанности предварительного получения заключений каких-либо органов государственного надзора (контроля), а также приглашения эксперта на заседание комиссии в указанном случае вышеназванное Положение не предусматривает. Отсутствие в заключении межведомственной комиссии таких сведений, вопреки выводу суда, не означает нарушения процедуры принятия заключения.
Как указано выше, собственник жилого помещения Павлов А.Г. уведомлялся о времени и месте заседания комиссии, тем самым требование абзаца пятого пункта 7 вышеназванного Положения было соблюдено, иных собственников помещений в доме к указанному времени не имелось.
Ввиду изложенного у суда первой инстанции не имелось причин для вывода о несоблюдении межведомственной комиссией процедуры, формы и оснований принятия заключения от 18 мая 2018 года.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного Павловым А.Г. требования. При таком положении доводы апелляционной жалобы Павлова А.Г. не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 20 ноября 2018 года, отменить.
Принять по делу новое решение, которым в административном иске Павлова А.Г. о признании незаконным заключения от 18 мая 2018 года N N межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 7 февраля 2017 года N N, отказать.
Председательствующий С.В.Карлинов
Судьи: Д.В.Алексеев
И.Н.Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.