Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шурловой Л.А,
судей Чернышовой Н.И, Калединой Е.Г,
при секретаре Кузьмичевой Е.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Грачевского района Житникова А.А, апелляционной жалобе Камшиловой И.Ю.
на решение Грачёвского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2018 года
по исковому заявлению и.о. прокурора Грачевского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края, отделу имущественных и земельных отношений администрации Грачевского муниципального района, ПАО "МТС", администрации муниципального образования Красного сельского совета Грачевского района Ставропольского края, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Камшилова И.Ю, о признании незаконным постановления администрации Грачевского муниципального района от 29.07.2017 года N,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Грачевского района Ставропольского края обратился в Грачёвский районный суд Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации Грачевского муниципального района от 29.07.2017 года N, указав в обоснование требований, что прокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей муниципального образования Красного сельсовета Грачевского района Ставропольского края о нарушениях земельного и градостроительного законодательства. Установлено, что постановлением администрации Грачевского муниципального района от 29.09.2017 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), соответствующей территории" утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1, а также пунктом 2 данного постановления установлен вид разрешенного использования - "связь". Виды разрешенного использования земельных участков делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователями (основные и условно разрешенные) и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно решенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования). В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков. Градостроительный регламент для территории муниципального образования Красного сельсовета Грачевского района Ставропольского края установлен Правилами землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования Красного сельсовета Грачевского района от 10.02.2012 N (в ред. решения от 20.06.2017 N-III).
Земельный участок по адресу: "адрес" относится к территориальной зоне - "Ж1" - зона застройки индивидуальными жилыми домами. В соответствии со ст. 63 названного решения Совета депутатов, к основным видам разрешенного использования относятся: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, обслуживание жилой застройки, объекты гаражного назначения, спорт, земельные участки (территории) общего пользования, ведение огородничества. Градостроительный регламент, установленный для зоны "Ж1", ни в основных видах использования, ни в вспомогательных видах, ни в условно разрешенных видах не содержит такого вида использования как "связь" или "для Размещения объекта связи". Кроме того, ст.ст. 70, 71, 72 указанных правил закреплены территориальные зоны: "Зона инженерной инфраструктуры", "Зона транспортной инфраструктуры", "Производственная зона", и только в данных зонах в качестве основного и условно разрешенного вида использования земельных участков предусмотрена - "связь". Соответственно, п. 2 постановления администрации Грачевского муниципального района от 29.09.2017 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), соответствующей территории", принят в нарушении вышеуказанных требований и норм действующего законодательства. По фактам выявленных нарушений градостроительного и земельного законодательства прокуратурой района 08.05.2018 принесен протест на постановление администрации Грачевского муниципального района от 29.09.2017 N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), соответствующей территории". Кроме того, прокуратурой района 08.05.2018 года главе Грачевского муниципального района внесено представление об устранении нарушений градостроительного и земельного законодательства. Администрацией Грачевского муниципального района указанные акты прокурорского реагирования не удовлетворены, меры к устранению нарушений не приняты.
На основании изложенного просит признать незаконным п. 2 постановления администрации Грачевского муниципального района от 29.09.2017 N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), соответствующей территории".
Решением Грачёвского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2018 года отказано в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Грачевского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края, отделу имущественных и земельных отношений администрации Грачевского муниципального района, ПАО "МТС", администрации муниципального образования Красного сельского совета Грачевского района Ставропольского края о признании незаконным постановления администрации Грачевского муниципального района от 29.07.2017 года N.
В апелляционном представлении прокурора Грачевского района Житникова А.А, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требования удовлетворить. Считает выводы суда субъективными, постановленными в нарушение требований ст. 85 ч.2 и ст.36 ЗК РФ. Выводы суда о признании столба МТС антенно-мачтовым сооружением не основаны на материалах дела.
В апелляционной жалобе Камшилова И.Ю. просит решение отменить как незаконное. Полагает суд дал неправильную оценку тому обстоятельству, что вышка установлена в 25 метрах от дома, расположенного в зоне жилой застройки, что нарушает её конституционные права, судом не учтены требования ст. 85 ЗК РФ, ст. 36 ГрК РФ согласно которым правовой режим земельного участка определяется градостроительным регламентом.
В письменных возражениях на апелляционное представление, жалобу представитель ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Углова В.О, глава Грачёвского муниципального района Коврыга Р.А, начальник отдела имущественных и земельных отношений администрации Грачёвского муниципального района Лютова М.В. указывают на законность решения и наличие оснований для оставления его без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, возражений на них, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, выслушав прокурора Протасову О.Б, поддержавшую доводы представления, Камшилову И.Ю, поддержавшую доводы жалобы, представителей ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Углова В.О, Грачёвского муниципального района Горкавенко О.Н, начальника отдела имущественных и земельных отношений администрации Грачёвского муниципального района Лютова М.В, полагавших оснований для отмены решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края N от 29.09.2017 года, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в кадастровом квартале: N, площадью 40 кв.м, местоположение: "адрес", расположенного в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки малоэтажными жилыми домами). Указанный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования - связь (код по классификатору 6.8.)
На основании вышеуказанного постановления администрации, 28.11.2017 года между отделом имущественных и земельных отношений администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края (Арендодатель) и ПАО "МТС" (Арендатор) был заключен договор аренды N земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Из п. 1.1 указанного выше договора аренды следует, что Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, из категории - земли населенных пунктов, площадью 40 кв.м, с кадастровым номером N, местоположение: "адрес" с разрешенным использованием - связь, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося неотъемлемой его частью, сроком на 49 лет с 28.11.2017 г. по 27.11.2066 г. Указанный договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Указанный договор в настоящее время ни кем не оспорен.
Как следует из выводов экспертного заключения по проектной документации N от 25 мая 2018 года ООО "Независимый эксперт Плюс", проект размещения базовой станции БС N стандарта IMT- N ПАО "МТС" по адресу: "адрес", столб ПАО "МТС" соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологическим правил и нормативов.
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения N N от 29.06.2018 года, следует, что размещение ПРТО сети сотовой подвижной радиотелефонной связи ПАО "МТС". Строительство БС N стандарта N. "адрес", столб ПАО "МТС" соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из положений ст. 263 ГК РФ следует, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540.
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с пп. 6 и 27 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", содержатся определения линейно-кабельного сооружения связи и сооружения связи. Под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
Инженерные сооружения, в свою очередь, состоят из антенно-мачтовых сооружений (трубостоек, антенных опор, столбов), предназначенных для размещения антенно-фидерных устройств, и выгородки (выгораживаемой части помещения) или контейнер-аппаратной (контейнера либо термоизолированного помещения), где располагается оборудование. Антенно-мачтовое сооружение (АМС) ? общее название для антенной опоры, входящей в состав оборудования площадки размещения радиоэлектронных средств (РЭС) связи. Антенно-мачтовые сооружения имеют металлическую конструкцию на бетонном основании (фундаменте).
В соответствии с Письмом Минкомсвязи России от 19.02.2016 NНН-П14-2962 "О порядке представления статистической отчетности" указано, что под антенно-мачтовыми сооружениями для сотовой связи понимаются сооружения для сотовой связи, функционально предназначенные для размещения оборудования связи (мачты, башни, столбы). Столбы - монолитные железобетонные или сборные металлические (стальные) на болтовых соединениях сооружения высотой до 50 метров, устанавливаемые в буровых скважинах с подготовкой из монолитного бетона, просыпкой щебнем, укрепляемые ригелями, или на фундаментах столбчатого, свайного типа с заглублением до 5 метров. Мачты - сборно-разборные инженерные сооружения (решетчатая призма) высотой до 70 метров, устанавливаемые на столбчатых либо свайных фундаментах с заглублением до 3 метров, раскрепленные оттяжками, количество которых зависит от высоты подъема мачты, прикрепляемыми к бетонным фундаментным блокам. Башни - конструкции поэлементной сборки до 100 метров и выше, устанавливаемые на фундаменты, проектируемые в соответствии с конкретными инженерно-геологическими условиями.
Экспертным заключением по проектной документации N от 25 мая 2018 года ООО "Независимый эксперт Плюс" установлено, что объект представляет собой столб ПАО "МТС".
Оценив изложенное, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что спорный объект является иным объектом инженерной инфраструктуры (входит в состав линейного объекта), созданный и приспособленный для размещения кабелей связи, а именно антенно-мачтовое сооружение высотой до 30 метров, и соответственно указанное сооружение является некапитальным.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и разъяснений данного органа, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.
С учетом указанного и положений п. 4 ст. 36 ГрК РФ суд обоснованно пришел к выводу о том, что на объект - столб "МТС", являющийся составной частью линейного объекта (является антенно-мачтовым сооружением), действие градостроительного регламента на земельный участок, на котором он расположен, не распространяется, а потому администрацией Грачевского муниципального района Ставропольского края в обжалуемом постановлении обоснованно указан вид разрешенного использования - связь (код по классификатору 6.8.).
Довод истца о том, что градостроительный регламент для зоны Ж-1, установленный правилами землепользования и застройки муниципального образования Красного сельского совета Грачевского района Ставропольского края, не содержит такого вида использования как "связь" или "для размещения объектов связи", а потому утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в кадастровом квартале: N, площадью 40 кв.м, местоположение: "адрес", расположенного в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки малоэтажными жилыми домами), с указанием отнесения земельного участка к категории земель - земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования - связь (код по классификатору 6.8.), основан на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того в п. 3 ст. 63 Правил землепользования и застройки муниципального образования Красного сельсовета Грачевского района Ставропольского края прямо указано, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящей статье допускает без отдельного указания в градостроительных регламентах размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие доводов о том, в чем заключается нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятные условия жизнедеятельности, возведением спорного сооружения, а также не представление суду доказательств нарушения прав и законных интересов в нарушение ст. 56 ГПК РФ.
Довод третьего лица о том, что нарушено право на благоприятную окружающую среду, вышка работает и издает излучение, не нашел своего подтверждения, поскольку согласно экспертному заключению по проектной документации N от 25 мая 2018 года и санитарно-эпидемиологическому заключению N N от 29.06.2018 года, объект связи соответствует всем нормам и правилам Санэпидемстанции. Также в материалах дела имеется Проект организации санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки, где также указано, что объект связи не наносит какого-либо вреда.
Доводы, изложенные в апелляционном представлении, апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, на которых истцы ссылаются в апелляционной жалобе, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах оснований к отмене либо изменению решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Грачёвский районный суд Ставропольского края от 19 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Грачевского района Житникова А.А, апелляционную жалобу Камшиловой И.Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.