Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г,
судей Селюковой З.Н, Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Костине Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Резеповой Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Мыколаенко И.Н. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить семью пригодным для проживания жилым помещением,
заслушав доклад судьи Селюковой З.Н,
установила:
Мыколаенко И.Н. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредоставлении истцу и членам его семьи в составе 3-х человек пригодного для проживания жилья в собственность; признать незаконным действие (бездействие) министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выразившееся в исключении его из сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденный приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N *** (с изменениями, внесенными приказами министерства от 22.08.2017 N ***, от 07.03.2018 N ***); признать незаконным приказ N *** от 19.07.2018 о внесении изменений в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденный приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N *** (с изменениями, внесенными приказами министерства от 22.08.2017 N ***, от 07.03.2018 N ***), об исключении истца в составе семьи из 3-х человек на получение жилого помещения; обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края восстановить очередность истца в составе семьи из 3-х человек в сводном списке некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденный приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N *** (с изменениями, внесенными приказами министерства от 22.08.2017 N ***, от 07.03.2018 N ***); обязать ответчика устранить нарушение прав истца и обеспечить пригодным для проживания жилым помещением по установленным нормам
не позднее, чем 10 дней с момента вступления в законную силу судебного решения. Также просил взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.
В обоснование иска указал, что определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 10.02.2015 отменено решение Октябрьского районного суда г..Ставрополя и по делу принято новое решение, которым удовлетворены требования в части обязания администрации г..Ставрополя устранить допущенные нарушения конституционного права Мыколаенко И.Н. на жилье. Решением Октябрьского районного суда г..Ставрополя от 26.05.2016 признано незаконным постановление администрации г..Ставрополя N *** от 10.07.2015 в части принятия Мыколаенко И.Н. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе 1 человека. Данным решением, вступившим в законную силу (апелляционное определение от 24.08.2016), суд обязал администрацию г..Ставрополя поставить на учет Мыколаенко И.Н, как военнослужащего, уволенного с военной службы в запас, с составом семьи из 3-х человек: он, сын - Мыколаенко И.И, *** года рождения, дочь - Мажаренко К.И, *** года рождения, на получение жилья с момента возникновения у Мыколаенко И.Н. права, т.е. с 02.12.1996. Постановлением администрации г..Ставрополя от 17.11.2016 N *** семья Мыколаенко И.Н. в составе 3-х человек принята на учет граждан в качестве нуждающихся, однако, в связи с тем, что уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на обеспечение жильем военнослужащих является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, по вопросу обеспечения жильем, как военнослужащего, Мыколаенко И.Н. было рекомендовано обратиться в министерство. С 02.12.1996 истец и члены его семьи приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г..Ставрополя и включены в список военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
По состоянию на 01.04.2017 (дату ежегодной перерегистрации очередности граждан) по общей очереди номер N 3883, по списку военнослужащих N 1. Согласно письму от 20.10.2017, направленному в адрес истца министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, истец, как гражданин, уволенный с военной службы, обеспечен жилой площадью свыше установленного норматива, так как сыну Мыколаенко И.Н. - Мыколаенко И.И. принадлежит жилой дом, площадью 108,8 кв.м, с ограничением (обременением права по ипотеке). Однако, обстоятельства, изложенные в письме от 20.10.2017, не соответствуют фактическим, поскольку истец и члены его семьи фактически не проживают в доме N *** по ул. *** в г..***. Истец был зарегистрирован по указанному адресу в связи с временным пребыванием на территории Ставропольского края. Кроме того, согласно заключению специалиста N ***от 09.01.2018 жилой дом по ул. *** в г..*** не отвечает строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим, пожарным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригоден для проживания. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истец и члены его семьи не только фактически не проживают по указанному адресу, но и реально не обеспечены пригодным для проживания жилым помещением. Таким образом, ответчик проигнорировал обязанности, которыми наделен для исполнения программы обеспечения жильем военнослужащего, уволенного в запас в силу закона, до настоящего времени не исполнил судебное решение, чем допустил нарушение конституционных прав заявителя и членов его семьи. Кроме того, Мыколаенко И.Н. с составом семьи из 3-х человек был включен в список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, обеспечение жилыми помещениями которых планируется осуществить в 2018 году, утвержденный приказом N *** от 22.03.2018 министерством строительства и архитектуры Ставропольского края.
Однако, 19.07.2018 согласно приказу N *** министерства строительства и архитектуры Ставропольского края был изменен сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденный приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 09.08.2017 N *** (с изменениями, внесенными приказом министерства от 22.08.2017 N *** от 07.03.2018 N ***), из данного сводного списка исключен Мыколаенко И.Н. в составе семьи из 3-х человек. 07.08.2018 на основании приказа N *** министерства строительства и архитектуры Ставропольского края был утвержден сводный список, в который Мыколаенко И.Н. и члены его семьи включены не были.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 октября 2018 года исковые требования Мыколаенко И.Н. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить семью пригодным для проживания жилым помещением удовлетворены.
Признано незаконным бездействие министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выразившееся в несовершении предусмотренных законом действий, связанных с предоставлением Мыколаенко И.Н. и членам его семьи в составе трех человек жилого помещения.
Признаны незаконным действия министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выразившиеся в исключении Мыколаенко И.Н. в составе семьи из трех человек из сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденный приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N ***.
Признан незаконным приказ N *** от 19 июля 2018 года о внесении изменений в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденный приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N *** в части исключения Мыколаенко И.Н. в составе семьи из 3-х человек из данного сводного списка.
Возложена на министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обязанность восстановить Мыколаенко И.Н. в составе семьи из трех человек в сводном списке некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденном приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N *** в прежней очереди, согласно данному приказу.
Возложена на министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обязанность устранить нарушение прав истца путем выполнения всех действий, предусмотренных законом и иными нормативными актами, в том числе Порядком, утвержденным Правительством Ставропольского края от 07 июля 2011 года N ***, связанных с предоставлением жилого помещения истцу в составе семьи из трех человек (в том числе, приобрести жилое помещение, зарегистрировать право собственности Ставропольского края на приобретенное жилое помещение, передать соответствующую информацию в министерство имущественных отношений Ставропольского края).
Взысканы с министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в пользу Мыколаенко И.Н. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Требования в части взыскания судебных расходов в размере 20 000 рублей оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Резепова Е.А, полагая решение суда незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Право Мыколаенко И.Н. на жилое помещение не нарушено, поскольку в результате проверки представленных Мыколаенко И.Н. документов, было выявлено отсутствие нуждаемости семьи истца в жилом помещении, так как сыну истца - Мыколаенко И.И. принадлежит жилой дом площадью 108,8 кв.м, с ограничением (обременением) прав по ипотеке, что повлекло невозможность предоставления ему социальной выплаты. Судом необоснованно не принято во внимание письмо дирекции Минстроя России, являющегося ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", разъяснившего следующее. Применить к Мыколаенко И.Н. схему расчета единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с учетом п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N ***, не представляется возможным. Обязательство об отчуждении принадлежащего Мыколаенко И.И. жилого дома истцом министерству не представлено.
Мыколаенко И.Н. не может быть отнесен к категории граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, несмотря на то, что жилье, принадлежащее на праве собственности его сыну Мыколаенко И.И. приобретено с использованием ипотечного кредита, который до настоящего времени не погашен.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья Мыколаенко И.Н. в составе 3 человек: Мыколаенко И.Н. - *** г.р, его дочь Мажаренко К.И. - *** г.р, его сын Мыколаенко И.И. - *** г.р, была включена министерством строительства и архитектуры в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю под N 1, дата постановки на учет 02.12.1996 года (решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.05.2016), обеспечение жилыми помещениями которых планировалось осуществить в 2018 году.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.05.2016, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 24.08.2016, на администрацию города Ставрополя возложена обязанность поставить на учет Мыколаенко И.Н, как военнослужащего, уволенного с военной службы в запас, с составом семьи из 3-х человек (сын Мыколаенко И.И, дочь Мажаренко К.И.), на получение жилья с момента возникновения у него права, то есть с 02.12.1996. В удовлетворении исковых требований Мыколаенко И.Н. к министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края о возложении обязанности на министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края обеспечить Мыколаенко И.Н. и членов его семьи жильем по установленным нормам, передав его бесплатно в собственность, за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" отказано (л.д. 97-106, 107-114).
Вместе с тем, Приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N *** был утвержден сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, в который был включен под N 1 Мыколаенко И.Н. с составом семьи из 3-х человек с датой постановки на учет 02.12.1996 (л.д.31-33).
18.09.2017 N *** в адрес министерства строительства и архитектуры Ставропольского края направлены разъяснения государственного заказчика подпрограммы - ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России по реализации Федеральных инвестиционных программ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в которых указано об отсутствии правовых оснований для обеспечения Мыколаенко И.Н. жилым помещением за счет средств федерального бюджета (л.д. 94-96).
20.10.2017 исх. N *** министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в письме, адресованном истцу, сообщило, что Мыколаенко И.Н. как гражданин, уволенный с военной службы, обеспечен жилой площадью свыше установленного норматива, поскольку члену его семьи - сыну Мыколаенко И.И. принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 108,80 кв.м, в связи с чем, у министерства отсутствуют правовые основания для обеспечении истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета (л.д. 91-93).
27.03.2018 исх. N *** министерство строительства и архитектуры Ставропольского края направило истцу уведомление о запланированном обеспечении его жилым помещении в 2018 году, в связи с чем, сообщило о необходимости представления заявления о согласии на обеспечение единовременной денежной выплатой на приобретение жилого помещения либо об отказе в обеспечении жилым помещением в текущем финансовом году, а также документов по списку, подтверждающих состав семьи и наличия (отсутствия) недвижимого имущества у каждого члена семьи (л.д. 44).
По результатам изучения материалов учетного дела Мыколаенко И.Н. N ***, было установлено, что сыну Мыколаенко И.Н. - Мыколаенко И.И. на основании договора купли-продажи недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона) от 06.09.2013 принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 108,8 кв.м, расположенный по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.10.2013 ***, в связи с чем, Мыколаенко И.Н. не может быть отнесен к категории граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания что свидетельствует об обеспеченности Мыколаенко И.Н. жилой площадью свыше норматива и является основанием для исключения из сводного списка.
Приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 19.07.2018 N *** были внесены изменения в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденный приказом от 09.08.2017 N ***, об исключении из него Мыколаенко И.Н. (л.д.148-149).
В материалы дела, в подтверждение позиции о необеспеченности жилым помещением Мыколаенко И.Н. представлено заключение специалиста НП "Центр независимой экспертизы "Спектр" Филициной Н.С. N *** от 09.01.2018, согласно которому приобретенный Мыколаенко И.И. жилой дом по ул. ***, в г. *** не отвечает строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим, пожарным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригоден для проживания. Физический износ многоквартирного жилого дома составляет 76,5 % (л.д. 124-141).
Вместе с тем, материалы дела не содержат заключение межведомственной комиссии, либо решение органа местного самоуправления о признании жилого дома по ул. ***, в г. *** непригодным для проживания.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, опираясь на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.05.2016, как имеющее преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, руководствуясь положениями статей 12, 13 ГК РФ, Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришел к выводу, что истец представил допустимые доказательства в подтверждение факта наличия оснований для признания незаконными бездействия ответчика и возложил на министерство обязанность устранить нарушение прав истца путем выполнения всех действий, предусмотренных законом и иными нормативными актами, в том числе Порядком, утвержденным Правительством Ставропольского края от 07 июля 2011 года N ***, связанных с предоставлением жилого помещения истцу в составе семьи из трех человек (в том числе, приобрести жилое помещение, зарегистрировать право собственности Ставропольского края на приобретенное жилое помещение, передать соответствующую информацию в министерство имущественных отношений Ставропольского края), между тем, судебная коллегия приходит к выводу, что указанные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" государственных жилищных сертификатов или предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 15.1).
Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций (пункт 5). Общий объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, общей площади жилых помещений, которыми должны быть обеспечены указанные граждане, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для каждого субъекта Российской Федерации (пункт 6).
Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жильем указанной категории граждан в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 07 июля 2011 N 259-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих".
Порядок формирования и ведения сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих утвержден Приказом минстроя Ставропольского края от 20.11.2017 N 81. Полномочия по формированию и ведению сводного списка возложены на министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.
Согласно п.3 Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы, членам их семей, членам погибших (умерших) военнослужащих, учет граждан осуществляется посредством ведения министерством строительства и архитектуры СК сводного списка граждан, формируемого на основании списков граждан, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований СК.
Согласно пункту 9 Порядка формирования и ведения сводного списка, гражданин исключается из сводного списка в случае изменения жилищных условий (в результате которых отпали основания быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий).
В соответствии с абзацем 1 пункта 16 Порядка в случае отчуждения гражданином, уволенным с военной службы, и приравненным к нему лицом и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 настоящего Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу, предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, либо единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанная по нормативам, указанным в пункте 14 настоящего Порядка, за вычетом общей площади отчужденного жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется гражданину, уволенному с военной службы, и приравненному к нему лицу только в случае, если определенный таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров.
Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" принято Постановление от 21.04.2011 года N 303 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Абзацем первым пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153, установлено, что в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил (18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более) и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Общая площадь жилого дома, принадлежащего на праве собственности члену семьи истца - сыну Мыколаенко И.И. составляет 108,8 кв.м, что свидетельствует о об обеспеченности жилой площадью свыше норматива и является основанием для исключения из списка истца в силу пункта 9 Порядка формирования и ведения сводного списка. Применить к истцу схему расчета единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения при таком положении, с учетом абз.1 п.16.2 вышеуказанных Правил, не представляется возможным, так как разница между нормативом общей площади жилого помещения на семью из трех человек (54 к.м) и общей площади жилого дома, принадлежащего члену семьи истца - Мыколаенко И.И. (108,8 кв.м) является отрицательной. При этом, Мыколаенко И.Н. не лишен права обратиться к ответчику в порядке, установленным законодателем.
Указанный Мыколаенко И.Н. в обоснование своей позиции судебный акт - исследован судебной коллегией. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (ст.61 ГПК РФ), вместе с тем, решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.05.2016 в удовлетворении исковых требований Мыколаенко И.Н. о возложении обязанности на министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края обеспечить Мыколаенко И.Н. и членов его семьи жильем по установленным нормам, передав его бесплатно в собственность, за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" отказано, иных требований Мыколаенко И.Н. к министерству не заявлял. Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26.05.2016 вступило в законную силу, следовательно никакие обязательства не могли возникнуть у ответчика перед истцом в силу указанного судебного акта.
Анализируя приказ министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 19 июля 2018 года N *** об исключении семьи Мыколаенко И.Н. в составе семьи из 3х человек из сводного списка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данный приказ принят министерством в пределах установленных полномочий, в соответствии с требованиями Правил и не противоречит действующему законодательству, а также вышеуказанным нормативным правовым актам, регламентирующим указанную процедуру.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что предусмотренное в силу положений статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право граждан на предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение реализуется исключительно в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими данные правоотношения.
Установленные судом обстоятельства и анализ указанных норм позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, осуществляя правовое регулирование в пределах предоставленной компетенции, не снизило уровень правовых гарантий Мыколаенко И.Н, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Оснований для признания незаконными действий (бездействия) министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, нарушающих право истца, предусмотренного положениями Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", судебной коллегией не установлено.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Мыколаенко И.Н. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить семью в составе 3-х человек пригодным для проживания жилым помещением в полном объеме.
Руководствуясь ч.1 ст. 330, ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Мыколаенко И.Н. к министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить семью пригодным для проживания жилым помещением:
признании незаконным бездействия министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выразившегося в несовершении предусмотренных законом действий, связанных с предоставлением Мыколаенко И.Н. и членам его семьи в составе трех человек жилого помещения,
признании незаконными действий министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, выразившихся в исключении Мыколаенко И.Н. в составе семьи из трех человек из сводного списка некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденного приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N ***,
признании незаконным приказа N *** от 19 июля 2018 года о внесении изменений в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденный приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N *** в части исключения Мыколаенко И.Н. в составе семьи из 3-х человек из данного сводного списка,
возложении на министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обязанности восстановить Мыколаенко И.Н. в составе семьи из трех человек в сводном списке некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих по Ставропольскому краю, утвержденном приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 09.08.2017 N *** в прежней очереди, согласно данному приказу,
возложении на министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обязанности устранить нарушение прав истца путем выполнения всех действий, предусмотренных законом и иными нормативными актами, в том числе Порядком, утвержденным Правительством Ставропольского края от 07 июля 2011 года N ***, связанных с предоставлением жилого помещения истцу в составе семьи из трех человек (в том числе, приобрести жилое помещение, зарегистрировать право собственности Ставропольского края на приобретенное жилое помещение, передать соответствующую информацию в министерство имущественных отношений Ставропольского края),
взыскании с министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в пользу Мыколаенко И.Н. судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.