Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Осиповой И.Г.
судей Селюковой З.Н. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Костине Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 февраля 2019 года
дело по апелляционной жалобе
заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Долбышенко С.В.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2018 года
по делу по иску Матвеева Д.Н, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "... " и "... ", и Матвеевой М.В. к администрации города Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Матвеев Д.Н, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей "... " и "... ", Матвеева М.В. обратились в суд с иском к администрации г.Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права.
Уточнив исковые требования, просили признать незаконным постановление главы администрации города Ставрополя от 06.04.2018 N"... " в части исключения пункта 54 приложения к постановлению главы города Ставрополя от 28.05.2008 N"... " "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы"; обязать администрацию города Ставрополя восстановить молодую семью Матвеевых в составе 4 человека: "... ", в списке граждан, состоящих на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" в той же очереди и под тем же номером; обязать администрацию города Ставрополя направить необходимые документы в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для предоставления молодой семье Матвеевых социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту (кредитный договор N "... " от 21.12.2007); обязать администрацию города Ставрополя предоставить в 2018 году молодой семье Матвеевых социальную выплату на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту (кредитный договор N "... " от 21.12.2007).
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2018 года исковые требования Матвеева Д.Н. действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних "... ", и Матвеевой М.В. к администрации города Ставрополя удовлетворены частично.
Признано незаконным и подлежащим отмене постановление главы администрации города Ставрополя от 06.04.2018 N"... " в части исключения пункта 54 приложения к постановлению главы города Ставрополя от 28.05.2008 N"... " "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" в отношении семьи Матвеевых.
На администрацию города Ставрополя возложена обязанность восстановить молодую семью Матвеевых в составе 4 человека: "... ", в списке граждан, состоящих на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" в той же очереди и под тем же номером.
На администрацию города Ставрополя возложена обязанность направить необходимые документы в Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для предоставления молодой семье Матвеевых социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту (кредитный договор N "... " от 21.12.2007).
В удовлетворении требования о возложении на администрацию города Ставрополя обязанности предоставить в 2018 году молодой семье Матвеевых социальную выплату на приобретение (строительство) жилья для погашения основной суммы долга и процентов по ипотечному кредиту (кредитный договор N "... " от 21.12.2007) отказано.
В апелляционной жалобе заместитель главы администрации города Ставрополя, руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Долбышенко С.В. указывает, что решение суда в части удовлетворения заявленных требований является незаконным и подлежащим отмене ввиду неправильной оценки судом юридически значимых обстоятельств дела и представленных доказательств.
Выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат сложившейся судебной практике.
Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Матвеев Д.Н, Матвеева М.В. просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов.
Истица Матвеева М.В, представитель ответчика - администрации города Ставрополя, а также представители третьих лиц комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией отслеживания почтовых отправлений.
От представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Панкратовой Д.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
Другие участники судебного разбирательства не предоставили доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, и не просили об отложении дела слушанием.
Принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав истца Матвеева Д.Н, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения вынесенного по делу судебного постановления.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 05.07.2007 семья Матвеевых, состоявшая на тот период времени из двух человек - Матвеева Д.Н, "... " г.р, и Матвеевой М.В, "... " г.р, обратилась с заявлением в администрацию города Ставрополя о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г.
Извещением от 05.07.2007 жилищное управление администрации города Ставрополя уведомило Матвеевых о том, что на основании представленных документов и заявления их семья из двух человек принята в качестве участника муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы".
На момент обращения в администрацию города Ставрополя с указанным заявлением и включения в состав участников программы семья Матвеевых проживала в однокомнатной квартире N"... " по ул. "... ", в г.Ставрополе, общей площадью 33,7 кв.м, в которой проживало три человека. Общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляла менее учетной нормы.
В последующем истцами в администрацию города Ставрополя были представлены документы на несовершеннолетних детей - "... ".
Кроме того, истцами были представлены документы о приобретении двухкомнатной квартиры N "... " по "... " в городе Ставрополе, а именно: договор N "... " от 13.12.2007 на участие в долевом строительстве жилого дома, кредитный договор N "... " от 21.12.2007 с АКБ Сберегательным банком РФ, свидетельство о праве собственности "... " (с отметкой об ипотеке в силу закона).
Постановлением главы города Ставрополя от 28.05.2008 N"... " "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" семья истцов составом 2 человека (Матвеев Д.Н, "... " г.р, Матвеева М.В, "... " г.р.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы города Ставрополя от 31.07.2012 N"... " "О признании молодых семей участниками ведомственной (отраслевой) муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы" семья Матвеевых составом 2 человека (Матвеев Д.Н, "... " г.р, Матвеева М.В. "... " г.р.) признана участником ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы".
Постановлением главы города Ставрополя от 12.08.2013 N"... " "О внесении изменений в составы молодых семей - участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" в состав семьи Матвеевых включены "... ".
12.02.2018 Матвеевым Д.Н. подано заявление в администрацию города Ставрополя на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. В заявлении указано, что использовать данную выплату он планирует для погашения основного долга по ипотечному кредиту в соответствии с подп. "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
10.04.2018 комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя направил в адрес истцов уведомление N"... " о том, что постановлением администрации города Ставрополя от 06.04.2018 N"... " молодая семья Матвеевых исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы".
14.06.2018 письмом N"... " Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края сообщило, что в настоящее время молодая семья Матвеевых не имеет права на получение социальной выплаты в связи с исключением ее администрацией города Ставрополя из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Полагая, что действия ответчика в части исключения молодой семьи Матвеевых из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий направлены на уклонение от исполнения решения суда, которым подтверждено право молодой семьи Матвеевых на получение социальной поддержки в виде направления социальной выплаты на погашение долга по жилищному кредиту, истцы обратились в суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления и возлагая на него обязанность восстановить молодую семью Матвеевых в составе 4 человека: "... ", в списке граждан, состоящих на учете в администрации города Ставрополя в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" в той же очереди и под тем же номером, суд исходил из того, что вопрос правомерности постановки в 2007 году молодой семьи Матвеевых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствие в их действиях намеренного ухудшения жилищных условий являлся предметом судебной проверки.
Поскольку судом установлено, что семья Матвеевых на момент признания в 2007 году участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившая желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы меры социальной поддержки не получила, в связи с чем имеет право на получение социальной выплаты для погашения долга по жилищному кредиту, полученному до 01.01.2011, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для восстановления нарушенного права истцов на получение мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права граждан на жилище.
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 г.г. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с разделом 3 подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 г.г.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 основным механизмом реализации основного мероприятия является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника основного мероприятия на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
В силу подпункта "е" пункта 2 данных Правил (здесь и далее правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая заявленные требования и руководствуясь статьями 16, 51, 53, 54 Жилищного кодекса РФ, Положением от 28.01.2006 N 47, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, оценив представленные доказательства в их совокупности с пояснениями сторон и обстоятельствами дела, суд пришел к правильному выводу о том, что молодая семья Матвеевых, как субъект, в установленном законом порядке признанный нуждающимся в жилом помещении, претендующий на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки, в связи с чем постановление администрации города Ставрополя от 06.04.2018 N"... " в части исключения пункта 54 приложения к постановлению главы города Ставрополя от 28.05.2008 N1350 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы" в отношении семьи Матвеевых является незаконным и подлежит отмене.
При этом суд правильно не принял во внимание доводы ответчика о намеренном ухудшении истцом жилищных условий с целью получения возможности участия в указанной программе.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ N 258-О-О от 19.04.2007, следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как правильно указано судом первой инстанции, правомерность постановки в 2007 году молодой семьи Матвеевых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствие в их действиях намеренного ухудшения жилищных условий являлись предметом судебной проверки.
Согласно статье 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд не вправе производить ревизию вступившего в законную силу решения суда под видом рассмотрения другого спора с иной интерпретацией требований, которым по существу уже давалась оценка при рассмотрении аналогичного дела.
Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, поскольку квартира приобретена истцами с использованием средств потребительского кредита на приобретение жилья, они вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.
При этом на дату заключения кредитного договора семья Матвеевых не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, постольку фактически на день заключения кредитного договора семья истца продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, как и в тот период, когда в 2007 году была включена в список участников Подпрограммы, ввиду чего доводы апелляционной жалобы стороны ответчика об отсутствии у семьи Матвеевых права на получение мер социальной поддержки несостоятельны.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая исковые требования, правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом не допущено.
При таком положении обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя Долбышенко С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.