Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю,
судей Болотовой Л.А, Ковалевой Ю.В,
при секретаре Пика А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Совету депутатов Минераловодского городского округа об оспаривании бездействия по принятию мер к урегулированию конфликта интересов, решений о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, о назначении членов конкурсной комиссии,
по апелляционной жалобе Дорофеева Андрея Владимировича на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
установила:
Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Совету депутатов Минераловодского городского округа об оспаривании бездействия по принятию мер к урегулированию конфликта интересов, решений о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, о назначении членов конкурсной комиссии.
В обоснование административного иска указано, что 05 февраля 2018 года решением Совета депутатов Минераловодского городского округа N516 "О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" на 11 часов 05 апреля 2018 года по адресу:.., назначен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа.
Контроль за исполнением указанного решения согласно пункту 5 возложена на комитет Совета депутатов Минераловодского городского округа по законности и местному самоуправлению. Ответственным лицом за исполнением решения N 516 назначен Дорофеев А.В.
28 февраля 2018 года Дорофеев А.В. подал заявление в конкурсную комиссию о желании принять участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа.
Таким образом, с 28 февраля 2018 года конкурсант Дорофеев А.В. контролировал проведение конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа, в котором сам же и участвовал, что повлекло возникновение конфликта интересов и повлияло на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих обязанностей, как ответственного лица за проведение конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа.
19 февраля 2018 года решением Совета депутатов Минераловодского городского округа N 530 "О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" назначены члены конкурсной комиссии из числа депутатов Совета депутатов Минераловодского городского округа по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа депутаты Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края: К.В.Ю, П.С.Н, С.А.В, Хаджаров Р.М, Ш.А.В.
Установлено, что Хаджаров Р.М. назначен на должность генерального директора АО "... " на основании решения единственного акционера - администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 21 декабря 2016 года N 15, подписанного главой администрации Минераловодского городского округа Перцевым С.Ю.
26 марта 2018 года Перцев С.Ю. подал заявление в конкурсную комиссию о желании принять участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа.
В заявлении Перцев С.Ю. указал место работы: заместитель генерального директора АО "... ", куда он был принят на работу на должность заместителя генерального директора по коммерческим вопросам с 06 декабря 2017 года на основании приказа генерального директора АО "... " Хаджарова Р.М. от 06 декабря 2017 года N 29-к.
05 апреля 2018 года проведен конкурс по отбору кандидатов на должность главы округа.
06 апреля 2018 года Перцев С.Ю. уволен по соглашению сторон на основании пункта 1 части 1 статьи 77 ТК РФ с должности заместителя генерального директора по коммерческим вопросам на основании приказа генерального директора АО "... " Хаджарова Р.М. от 06 апреля 2018 года N5-к.
Соответственно, в день проведения конкурса Перцев С.Ю. являлся сотрудником АО "Минераловодское пассажирское автотранспортное предприятие" и находился в прямом непосредственном подчинении члена конкурсной комиссии Хаджарова Р.М.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 должностной инструкции заместителя генерального директора АО "Минераловодское пассажирское автотранспортное предприятие", утвержденной 06 декабря 2017 года, генеральным директором Хаджаровым Р.М, заместитель генерального директора АО "... " назначается на должность, освобождается от должности и подчиняется непосредственно генеральному директору. С указанной инструкцией Перцев С.Ю. ознакомлен 06 декабря 2017 года, о чем имеется личная подпись в должностной инструкции.
Таким образом, со дня подачи Перцевым С.Ю. заявления в конкурсную комиссию, с 26 марта 2018 года, у члена конкурсной комиссии Хаджарова Р.М. возник конфликт интересов, что повлияло на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих обязанностей члена конкурсной комиссии, поскольку у Перцева С.Ю. возникла возможность получить преимущества перед другими кандидатами, в связи с наличием непосредственных служебных отношений с членом конкурсной комиссии Хаджаровым Р.М, что подтверждается фактом выставления Хаджаровым Р.М. кандидату Перцеву С.Ю. наивысшей оценки профессиональных и личностных качеств.
В нарушение положений части 5 статьи 11 Федерального закона N273-ФЗ "О противодействии коррупции" Дорофеев А.В. и Хаджаров Р.М. меры по предотвращению и урегулированию имеющегося у них конфликта интересов не приняли.
Хаджаров Р.М. с заявлением о выходе (об исключении) из состава конкурсной комиссии в Совет депутатов не обратился, а продолжил участвовать в работе комиссии и 05 апреля 2018 года принял участие в голосовании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Дорофеев А.В. с заявлением о снятии с него обязанности по контролю за исполнением решения N 516 о проведении конкурса не обратился и продолжал контролировать проведение конкурса, в котором участвовал.
Совет депутатов Минераловодского городского округа в ситуации возникшего конфликта интересов, после подачи Перцевым С.Ю. в конкурсную комиссию заявления 26 марта 2018 года, бездействовал, мер к урегулированию конфликта интересов не принял, не исключил из состава конкурсной комиссии Хаджарова Р.М, не возложил контроль за исполнением решения N 516 на другое лицо, не заинтересованное в исходе конкурса, не освободил Дорофеева А.В. от исполнения контрольных функций за проведением конкурса.
По результатам голосования, в соответствии с пунктом 5.10 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского юродского округа, утвержденного Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 31 января 2018 года N 514, конкурсной комиссией 05 апреля 2018 года Совету депутатов представлены для избрания на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края две кандидатуры: Перцев С.Ю. и О.К.И, набравшие наибольшее количество баллов по результатам индивидуального собеседования с членами конкурсной комиссии (О.К.И. - 399 баллов, Перцев С.Ю. - 481 балл).
При таких обстоятельствах имеются основания для признания решения Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05 февраля 2018 года N 516 "О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" и решения Совета депутатов от 19 февраля 2018 года N 530 "О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" незаконным, в связи с несоответствием принятых решений положениям Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Таким образом, обстоятельства отбора конкурсной комиссией кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа затрагивают интересы государства в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции, а также прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга.
Не приняв меры для урегулирования конфликта интересов, Совет депутатов Минераловодского городского округа не исполнил возложенные на него в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ обязанности по противодействию коррупции в пределах своих полномочий.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие Совета депутатов Минераловодского городского округа по непринятию мер для урегулирования конфликта интересов, возникшего 28 февраля 2018 года в связи с подачей в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа заявлений Перцевым С.Ю. и Дорофеевым А.В.;
признать незаконным и неподлежащим применению с 28 февраля 2018 года решение Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05 февраля 2018 года N 516 "О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края";
признать незаконным и неподлежащим применению с 26 марта 2018 года решение Совета депутатов Минераловодского городского округа от 19 февраля 2018 года N 530 "О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" в связи с его несоответствием положениям Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30 октября 2018 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным и неподлежащим применению с 28 февраля 2018 года решение Совета депутатов Минераловодского городского округа N 516 от 05 февраля 2018 года "О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края";
признано незаконным и неподлежащим применению с 26 марта 2018 года решение Совета депутатов Минераловодского городского округа N 530 от 19 февраля 2018 года "О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" в связи с его несоответствием положениям Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Совета депутатов Минераловодского городского округа по непринятию мер для урегулирования конфликта интересов, возникшего 28 февраля 2018 года, в связи с подачей в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа заявлений Перцевым С.Ю, Дорофеевым А.В.
Не согласившись с решением суда, Дорофеев А.В. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что административный иск предъявлен к Совету депутатов Минераловодского городского округа и предметом рассмотрения могут быть только его действия. Давать оценку действиям Хаджарова Р.М. и Дорофеева А.В. на предмет соответствия их закону суд не вправе.
Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 19 февраля 2018 года N 530 право на участие в конкурсной комиссии предоставлено депутатам Совета в составе: К.В.Ю, П.С.Н, С.А.В, Хаджарова Р.М, Ш.А.В. Вместе с тем, суд первой инстанции, принимая решение, которым затрагиваются права всех указанных лиц, привлек к участию в деле только Хаджарова Р.М, чем нарушил права остальных заинтересованных лиц.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения. Указывает, что доводы апелляционной жалобы полностью повторяют доводы возражений Дорофеева А.В, изложенные в судебном заседании, которые подробно исследованы судом, им дана надлежащая правовая оценка.
Перцев С.Ю, Яковенко И.В, Шевцова Т.В, представитель конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении слушания дела ходатайств не заявили.
Хаджаров Р.М, представитель Совета депутатов Минераловодского городского округа в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, поступили ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав Дорофеева А.В, поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, решением Совета Депутатов Минераловодского городского округа от 05 февраля 2018 года N 516 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, которым назначено проведение конкурса на 05 апреля 2018 года в 11 часов (пункт 1). Этим же решением определено, что прием документов от граждан, желающих участвовать в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа, осуществляется отделом по обеспечению деятельности Совета депутатов Минераловодского городского округа с 26 февраля 2018 года по 27 марта 2018 года (пункт 2).
Частью 5 указанного решения установлено, что контроль за исполнением настоящего решения возложен на комитет Совета депутатов Минераловодского городского округа по законности и местному самоуправлению (далее - комитет по законности) (том 1, л.д. 49).
07 февраля 2018 года в газете "Минеральные Воды" N 6 (799) и на официальном сайте администрации Минераловодского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" опубликованы объявления (сообщение) об условиях проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края (том 1, л.д. 53).
Решением Совета Депутатов Минераловодского городского округа от 19 февраля 2018 года N 530 назначены члены конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края из числа депутатов Совета Депутатов Минераловодского городдского округа в составе: К.В.Ю, П.С.Н, С.А.В, Хаджарова Р.М, Ш.А.В. (том 1, л.д.54).
28 февраля 2018 года Дорофеев А.В. подал заявление в конкурсную комиссию о желании принять участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа (том 1, л.д. 10, 11).
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 20 марта 2018 года N 136-р членами конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края назначены: К.И.И, Л.А.Д, М.Р.А, М.Н.А, Р.С.В. (том 1, л.д. 57, 58).
26 марта 2018 года Перцев С.Ю. подал заявление в конкурсную комиссию о желании принять участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа (том 1, л.д. 12, 13).
30 марта 2018 года состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа, на котором присутствовали члены конкурсной комиссии: К.И.И, К.В.Ю, Л.А.Д, М.Р.А, М.Н.А, П.С.Н, Р.С.В, С.А.В, Хаджаров Р.М. и Ш.А.В.
На заседании конкурсной комиссии приняты следующие решения: 1) об утверждении повестки дня первого заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа; 2) об избрании председателя конкурсной комиссии К.И.И.; 3) об избрании заместителем председателя конкурсной комиссии Ш.А.В.; 4) об избрании секретарем конкурсной комиссии Л.А.Д.; 5) о проведении собеседования с конкурсантами, участвующими в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа (индивидуальное собеседование с конкурсантами, в ходе которого каждому конкурсанту будет предложено кратко (до 10 минут) представить программу действий главы Минераловодского городского округа, после чего ответить на вопросы членов конкурсной комиссии, позволяющие выявить профессиональные и личностные качества, знания и навыки, необходимые для исполнения полномочий главы Минераловодского городского округа; утвердить формы и бланка оценки профессиональных, личностных качеств, знаний и навыков, необходимых для исполнения полномочий главы Минераловодского городского округа согласно приложению 1; утвердить формы сводного бланка оценок профессиональных, личностных качеств, знаний и навыков, необходимых для исполнения полномочий главы Минераловодского городского округа согласно приложению 2; утвердить формы сводной итоговой ведомости оценок профессиональных, личностных качеств, знаний и навыков, необходимых для исполнения полномочий главы Минераловодского городского округа согласно приложению 3; 6) о допуске к конкурсу по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края: Б.Б.Г, Г.В.А, Д.А.В, Л.К.С, О.К.И, Перцева С.Ю, С.С.А. Указанное заседание конкурсной комиссии оформлено Протоколом N 1 (том 1, л.д. 59-66).
05 апреля 2018 года состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа, на котором присутствовали члены конкурсной комиссии: К.И.И, К.В.Ю, Л.А.Д, М.Р.А, М.Н.А, П.С.Н, Р.С.В, С.А.В, Хаджаров Р.М. и Ш.А.В.
На заседании конкурсной комиссии с каждым конкурсантом в порядке очередности (по алфавиту) проведено индивидуальное собеседование, в ходе которого конкурсантами представлена программа действий на должности главы, даны ответы на вопросы членов конкурсной комиссии, позволяющие выявить профессиональные и личностные качества, знания и навыки, необходимые для исполнения полномочий главы Минераловодского городского округа.
Оценка конкурсантов произведена членами конкурсной комиссии по пятибалльной системе. Результаты занесены в бланки оценок. Также принято решение об утверждении результатов индивидуального собеседования с конкурсантами, содержащиеся в сводном бланке оценок и сводной итоговой ведомости: Б.Б.Г. - (не явился), Г.В.А. - 292 балла, Дорофеев А.В. - 366 баллов, Л.К.С. - 276 баллов, О.К.И. - 399 баллов, Перцев С.Ю. - 481 балл, С.С.А. - 209 баллов.
Также конкурсной комиссией по результатам индивидуального собеседования с конкурсантами принято решение представить в Совет депутатов Минераловодского городского округа для избрания на должность главы Минераловодского городского округа кандидатуры Перцева С.Ю. и О.К.И. Указанное заседание конкурсной комиссии было оформлено Протоколом N 2 (том 1, л.д. 67-70).
Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05 апреля 2018 года N 543 главой Минераловодского городского округа Ставропольского края сроком на пять лет избран Перцев С.Ю. (том 1, л.д. 71).
Приказом генерального директора АО "Минераловодское пассажирское автотранспортное предприятие" Хаджарова Р.М. от 06 апреля 2018 года N 5-к, Перцев С.Ю. на основании пункта 1 части 1 статьи 77 ТК РФ (по соглашению сторон) уволен с должности заместителя генерального директора по коммерческим вопросам АО "... " (том 1, л.д. 17).
Удовлетворяя административные исковые требования в части признания незаконными и неподлежащими применению с определенной даты решений о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, о назначении членов конкурсной комиссии, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из системного толкования положений закона и нормативных актов, принятых Советом депутатов Минераловодского городского округа, суд сделал вывод, что в случае, если депутат Совета депутатов Минераловодского городского округа не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, хотя и должен был их принять в силу прямого указания закона, то Совет депутатов Минераловодского городского округа по своей инициативе с учетом положений части 3 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", положений, установленных подпунктами 4 и 14 пункта 2.8 Регламента Совета депутатов Минераловодского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 26 февраля 2016 года N 153, и подпункта "б" пункта 1 статьи 3 Положения о комиссии Совета депутатов Минераловодского городского округа по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и урегулированию конфликта интересов, утвержденным решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 28 апреля 2016 года N 200, обязан инициировать проведение проверки в отношении депутата с целью предотвращения и (или) об урегулирования конфликта интересов.
Судом установлено, что АО "... " создано 14 сентября 2009 года путем реорганизации в форме преобразования МУП "... ", и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (том 1, л.д. 136).
Хаджаров Р.М. с 01 января 2017 года назначен на должность генерального директора АО "... " на основании решения от 21 декабря 2016 года N 15 единственного акционера - администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, подписанного главой администрации Минераловодского городского округа Перцевым С.Ю. (том 1, л.д. 15).
Согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, единственным учредителем АО "Минераловодское пассажирское автотранспортное предприятие" является администрация Минераловодского муниципального района (в настоящее время администрация Минераловодского городского округа). Хаджаров Р.М. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. Основным видом деятельности юридического лица является - деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (том 1, л.д. 136-149).
Приказом генерального директора АО "... " Хаджарова Р.М. от 06 декабря 2017 года N29-к, Перцев С.Ю. принят на работу в АО "... е" с 06 декабря 2017 года на должность заместителя генерального директора по коммерческим вопросам. Оплата - согласно штатному расписанию (том 1, л.д. 16).
Согласно пунктам 1.3 и 1.4 должностной инструкции заместителя генерального директора АО "... ", утвержденной 06 декабря 2017 года генеральным директором Хаджаровым Р.М, заместитель генерального директора АО "... " назначается на должность, освобождается от должности и подчиняется непосредственно генеральному директору. С указанной должностной инструкцией Перцев С.Ю. ознакомлен 06 декабря 2017 года, о чем свидетельствует его собственноручная подпись (том 1, л.д. 18-20).
На момент принятия Перцева С.Ю. на работу в АО "... " на должность заместителя генерального директора по коммерческим вопросам, Хаджаров Р.М. являлся и в настоящее время является депутатом Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Дорофеев А.В. также является депутатом Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края и председателем постоянно действующего комитета Совета депутатов Минераловодского городского округа по законности и местному самоуправлению.
Согласно положению Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края по законности и местному самоуправлению, утвержденному решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20 ноября 2015 года N 80, основными задачами комитета Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края являются: нормотворческая деятельность по вопросам ведения комитета; осуществление контроля за соблюдением и исполнением решений Совета городского округа, законов Ставропольского края по вопросам ведения комитета (пункт 2.1 Положения). В пределах своего ведения комитет вправе проводить проверку исполнения вступивших в силу решений Совета городского округа (абз. 5 пункта 3.1 Положения). Председатель комитета осуществляет руководство деятельностью комитета; организует работу комитета (абз. 1 и 2 пункта 5.4 Положения) (том 1, л.д. 111-116).
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что установленные обстоятельства с очевидностью свидетельствуют о непосредственной подчиненности между Хаджаровым P.M. и Перцевым С.Ю, так как Хаджаров P.M, являясь депутатом Совета депутатов Минераловодского городского округа, то есть лицом, замещающим муниципальную должность, исполняя обязанности члена комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа, в котором принимал участие Перцев С.Ю, с которым Хаджаров P.M. связан имущественными, корпоративными и трудовыми отношениями, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, хотя должен был их принять в силу прямого указания закона. Сложившееся в результате этого положение дел предполагает возможность возникновения противоречия между личной заинтересованностью лица, замещающего муниципальную должность, и интересами общества и государства.
Также судом сделан вывод об осуществлении Дорофеевым А.В, в силу его положения, как председателя постоянно действующего комитета Совета депутатов Минераловодского городского округа по законности и местному самоуправлению, одной из основных задач которого является осуществление контроля за соблюдением и исполнением решений Совета городского округа, в том числе и за исполнением решением Совета Депутатов Минераловодского городского округа от 05.02.2018 N 516 об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, конкурсантом которого сам и являлся, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, хотя должен был их принять в силу прямого указания закона. Сложившееся в результате этого положение дел предполагает возможность возникновения противоречия между личной заинтересованностью лица, замещающего муниципальную должность, и интересами общества и государства.
С учетом того, что на момент принятия Советом депутатов Минераловодского городского округа решений от 05.02.2018 N 516 "О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" и от 19.02.2018 N530 "О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края", не был разрешен вопрос соблюдения депутатами ограничений и запретов, требований о предотвращении и (или) об урегулировании конфликта интересов, возникшего в связи с подачей 26.03.2018 заявления Перцевым С.Ю. в конкурсную комиссию, членом которой был назначен непосредственный руководитель Перцева С.Ю. по месту его работы в период проведения конкурса Хаджаров P.M, и в связи с подачей 28.02.2018 заявления Дорофеевым А.В. в конкурсную комиссию, работу которой по проведению конкурса сам же и контролировал, то имеются основания для признания решения Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05.02.2018 N 516 "О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" и решения Совета депутатов от 19.02.2018 N 530 "О назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края" незаконными, в связи с несоответствием принятых решений положениям Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЭ "О противодействии коррупции".
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что решение Совета депутатов Минераловодского городского округа N 516 от 05 февраля 2018 года незаконно и не подлежит применению с 28 февраля 2018 года, а решение Совета депутатов Минераловодского городского округа N530 от 19 февраля 2018 года незаконно и не подлежит применению с 26 марта 2018 года.
Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержит норм, позволяющих суду признавать оспариваемые решения, действия (бездействия) незаконными с определенной даты.
Разрешая возникшие правоотношения и удовлетворяя административные исковые требования, судом первой инстанции не дано суждение тому, что административное исковое заявление не содержит мотивировки и судом не установлено, в чем заключается незаконность оспариваемых решений представительного органа. Не указано, каким правовым актам, имеющим большую юридическую силу, они противоречили на дату принятия.
Согласно фактическим обстоятельствам, при принятии оспариваемых ненормативных правовых актов еще не совершено действий, которые привели, по мнению административного истца, к возникновению конфликта интересов.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения административных исковых требований в данной части.
Отказывая в удовлетворении административного искового требования о признании незаконным бездействия Совета депутатов Минераловодского городского округа по непринятию мер для урегулирования конфликта интересов, возникшего 28 февраля 2018 года, в связи с подачей в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа заявлений Перцевым С.Ю. и Дорофеевым А.В. суд мотивировал решение тем, что 30 мая 2018 года состоялось заседание комиссии Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края, на котором были рассмотрены уведомления Хаджарова P.M. и Дорофеева А.В. о возникновении личной заинтересованности при исполнении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в связи с чем, вывод о бездействии административного ответчика не подтвердился.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку на момент подачи в суд административного искового заявления 17 апреля 2018 года, заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 30 мая 2018 года еще не состоялось, а следовательно вывод о том, что Совет депутатов в данном вопросе не бездействовал необоснован.
Об установлении возникновения конфликта интересов в действиях Хаджарова P.M. и Дорофеева А.В. требований не заявлялось, наличие конфликта интересов судом не установлено, а поэтому делать вывод о законности либо незаконности действий, бездействия Совета депутатов Минераловодского городского округа по урегулированию данного вопроса преждевременно.
В этой связи следует отметить, что по результатам проведенного 30 мая 2018 года заседания комиссии по урегулированию конфликта интересов возникновение конфликта интересов у Хаджарова Р.М. и Дорофеева А.В. не установлено. Комиссия решила, что Хаджаровым Р.М. и Дорофеевым А.В. соблюдены требования о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов.
В таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований и в данной части.
На основании изложенного, постановленное судом решение суда первой инстанции не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30 октября 2018 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Совету депутатов Минераловодского городского округа об оспаривании бездействия по принятию мер к урегулированию конфликта интересов, решений о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, о назначении членов конкурсной комиссии.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.