Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Строчкиной Е.А,
судей Луневой С.П, Ковалевой Ю.В,
при секретаре Пика А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, поданной представителем Беляевым С. И,
на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от
18 октября 2018 года
по административному делу по административному иску Гуриева Е. В. к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя об оспаривании решения и признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
заслушав доклад судьи Луневой С.П,
УСТАНОВИЛА:
Гуриев Е.В. обратился в суд с административным иском к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа от 13.07.2018 N... в выдаче нового разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул.... взамен выданного ранее разрешения на строительство N... от 04.06.2018, в связи с изменениями, внесенными в проектную документацию, и обязании устранить допущенные нарушения, рассмотрев в установленном законом порядке вопрос о выдаче соответствующего разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу.
Свои требования Гуриев Е.В. мотивировал тем, что у него имеется разрешение на строительство трехэтажного жилого дома квартирного типа в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка по адресу: г. Ставрополь, ул.... Он обратился с соответствующим заявлением к административному ответчику за выдачей нового разрешения на строительство взамен выданного ранее, в связи с изменениями, внесенными в проектную документацию, а именно, увеличением этажности (до 9 этажей).
Рассмотрев указанное заявление, комитетом было принято решение от 13.07.2018 N... об отказе в выдаче разрешения на строительство взамен выданного ранее по основаниям несоответствия представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, отсутствия технических условий на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, присоединение к улично-дорожной сети и отвод ливневых вод проектируемого здания, несоответствия запроектированного 9-этажного дома виду разрешенного использования земельного участка.
Административный истец считает, что данный отказ был вынесен без учета положений градостроительного законодательства. Выявленное комитетом отсутствие технических условий на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, присоединение к улично-дорожной сети и отвод ливневых вод проектируемого здания не соответствует действительности. Кроме того, данные технические условия были приобщены к заявлению на выдачу разрешения на строительство.
Обжалуемым решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 18 октября 2018 года административные исковые требования Гуриева Е. В. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 13.07.2018
N... в выдаче нового разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул.... взамен выданного ранее разрешения на строительство N... от 04.06.2018, в связи с изменениями, внесенными в проектную документацию, и обязал комитет градостроительства администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения, рассмотрев в установленном законом порядке вопрос о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул.... взамен выданного ранее разрешения на строительство N... от 04.06.2018.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя Беляев С.И. просит постановленное по делу решение суда первой инстанции отменить, полагая его незаконным, основанным на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, вынесенным с нарушением норм материального права. Доказательств нарушения органом местного самоуправления прав и интересов истца материалы дела не содержат, равно как и доказательств тому, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гуриеву Е. В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул.... площадью 1838 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей, в том числе со встроено-пристроенными помещениями. Право собственности зарегистрировано 02.11.2017 N...
Земельный участок с кадастровым номером... был образован путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами... и.., с видами разрешенного использования: строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей, в том числе со встроено-пристроенными помещениями. Дата постановки земельных участков на кадастровый учет: 15.07.2010.
Комитетом на основании заявления Гуриева Е.В. было выдано разрешение на строительство N... от 04.06.2018 трехэтажного жилого дома квартирного типа в границах рассматриваемого земельного участка.
В связи с изменениями, внесенными в проектную документацию указанного жилого дома, а именно, увеличением этажности с 3-х до 9-ти этажей, административный истец 04.07.2018 обратился в Комитет за выдачей нового разрешения на строительство взамен выданного ранее за N... от 04.06.2018 через МФЦ для бизнеса (Офис ГКУ СК МФЦ на ул.... ) (входящее письмо N.., дата обращения 09.07.2018).
Решением Комитета от 13.07.2018 г. исх N... Гуриеву Е.В. было отказано в предоставлении услуги по основаниям несоответствия представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, отсутствия технических условий на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, присоединение к улично-дорожной сети и отвод ливневых вод проектируемого здания; в проектной документации запроектирован 9-ти этажный жилой дом, что не соответствует названию проектной документации и виду разрешенного использования земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что одним из основанием отказа комитета послужило несоответствие запроектированного 9-этажного жилого дома виду разрешенного использования земельного участка, находящегося в территориальной зоне Ж-3 "Зона индивидуального жилищного строительства" и не предусматривающего строительство домов свыше 3-х этажей на основании Решения Ставропольской городской Думы N... от 27.09.2017 г. "Об утверждении правил землепользования и застройки города Ставрополя".
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования устанавливается исходя из совокупности всех предъявляемых требований, определяемых обстоятельствами возникновения возможных впоследствии правоотношений. Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. При этом фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ГКН.
На основании п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, подлежащим внесению в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу ст. 37 "Градостроительного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Решения по застройке и землепользованию принимаются в порядке, установленном действующим законодательством в соответствии с генеральным планом развития города и на основе градостроительных регламентов, которые действуют в пределах зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же зоне земельные участки, иные объекты недвижимости, независимо от форм собственности.
Согласно п. 4 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Статьей 21 Правил землепользования и застройки установлено, что принятые до введения их в действие муниципальные правовые акты города Ставрополя по вопросам землепользования и застройки применяются в части, не противоречащей Правилам (пункт 1); положения Правил не затрагивают земельные участки или объекты капитального строительства, которые существовали до вступления в силу данных Правил и виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют установленному Правилами градостроительному регламенту. Данные объекты могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (пункт 3).
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, либо предельные параметры объектов капитального строительства, собственник, законный владелец участка или объекта капитального строительства (землепользователь) вправе продолжать использование участка, параметры объекта строительства, разрешенные до такого изменения, без какого-либо ограничения, если только такое использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Данный вывод судов соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 18.06.2013 N 136/13 (Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2015 по делу N..,... ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции установив, что согласно ранее действовавшим Правилам землепользования и застройки города Ставрополя (утв. решением Ставропольской городской Думы N 97 от 27.10.2010) фактически рассматриваемый Земельный участок находился в границах территориальной зоны Ж-1 "Зона многоэтажной жилой застройки (4-9 этажей) и использовался административным истцом в соответствии с видом разрешенного использования "Строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями", и на этом основании сделал правомерный вывод, что в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса дает истцу право использовать земельный участок для строительства объекта без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Также судом первой инстанции установлено, что истцом в материалы дела представлены технические условия, а именно технические условия для присоединения к электросетям ОАО "Ставропольэнергоинвест" от 21.12.2015 N... ; условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения МУП "Водоканал" г. Ставрополя N... от 12.12.2017; условия подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения МУП "Водоканал" г. Ставрополя N... от 12.12.2017; технические условия на присоединение к сетям дождевой канализации комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 19.01.2016 N... ; технические условия N... от 07.12.2015 на подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения АО "Ставропольгоргаз"; технические условия на диспетчеризацию лифтового оборудования ООО "СУ Ставропольлифт"; технические условия на радиофикацию объекта ЗАО "ГРТГПД "Градиент" от 19.12.2017 N... ; технические условия для присоединения к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" от 22.08.2016 г. N... Административным истцом представлялись данные технические условия в Комитет при получении разрешения на строительство
N... от 04.06.2018, а также указанные технические условия являлись предметом экспертного заключения, которое направлялось Гуриевым Е.В. в Комитет при обращении за выдачей нового разрешения на строительство взамен выданного ранее.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части возложения обязанности на комитет градостроительства администрации г. Ставрополя рассмотреть в установленном законом порядке вопрос о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул.... взамен выданного ранее разрешения на строительство N... от 04.06.2018, поскольку вопрос о выдаче разрешения на строительство отнесен к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от
18 октября 2018 года в части возложения обязанности на комитет градостроительства администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения, рассмотрев в установленном законом порядке вопрос о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул.... взамен выданного ранее разрешения на строительство
N... от 04.06.2018 в связи с изменениями, внесенными в проектную документацию изменить.
Обязать комитет градостроительства администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения прав и свобод Гуриева Е.В, рассмотреть в установленном законом порядке заявление Гуриева Е.В. от 09.07.2018 о предоставлении разрешения на строительства объекта недвижимости по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул....
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.