Президиум Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Козлова О.А,
членов президиума: Кудрявцевой А.В, Блинникова В.А, Савина А.Н, Переверзевой В.А, Песоцкого В.В,
секретаря судебного заседания Ениной С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Капнинова М.Н, Капниновой М.Н, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних К.Н.М, К.М.М, К. А.М. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата,
направленное в президиум определением судьи краевого суда Калоевой З.А. от 12.12.2018 по кассационной жалобе Капнинова М.Н. на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 22.01.2018 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 04.09.2018,
заслушав доклад судьи Савина А.Н,
установил:
Капнинов М.Н, Капнинова М.Н, действующие в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, обратились с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, как лишившихся принадлежащего им жилого дома в результате чрезвычайной ситуации.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 22.01.2018 в удовлетворении указанных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 04.09.2018 данное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Капниновым М.Н. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений в связи с неправильным применением судом норм материального права, нарушением процессуальных правил.
По кассационной жалобе дело истребовано в краевой суд и передано для рассмотрения по существу в президиум краевого суда
Капнинов М.Н, Капнинова М.Н, администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, сведений о причинах неявки не сообщили, в связи с чем в соответствии со ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено судом кассационной инстанции в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Капнинова М.Н. - Галилова Б.Р, поддержавшего кассационную жалобу, президиум краевого суда находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли - продажи от 30.06.2011 истцы Капнинов М.Н, Капнинова М.Н. и их несовершеннолетние дети.., и.., являются собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст..., ул..., д... (по 1/4 доле каждый).
В мае 2017 на территории Ставропольского края в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и, как следствие, подтопления территории Георгиевского городского округа (ранее Георгиевского района) СК, сложилась обстановка, которая протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 N 1 была признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда от 05.09.2017 истцы признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включены в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Указанным решением установлено, что истцы Капнинов М.Н, Капнинова М.Н. и их несовершеннолетние дети... постоянно проживают по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст..., ул..., д..., и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в мае 2017 на территории Георгиевского района проживали в доме по указанному адресу.
15.06.2017 Капнинова М.Н. обратилась в администрацию муниципального образования с заявлением о признании индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: СК, Георгиевский район, ст..., ул..., д..., непригодным для проживания и включении ее и членов ее семьи - супруга Капнинова М.Н. и несовершеннолетних детей... в список граждан, лишившихся жилья в результате ЧС, произошедшей на территории Георгиевского района СК 25-28 мая 2017, на получение государственного жилищного сертификата.
Из акта обследования жилого помещения N 127 от 19.06.2017, расположенного по адресу: Ставропольский край, Георгиевский городской округ, ст..., ул.... дом.., составленного межведомственной комиссией администрации города Георгиевска, следует, что участок находится в зоне подтопления, произошли замачивание и разрушение турлучных стен, осадка здания, приведшая к разрушению стен. Стены потеряли несущую способность, создалась угроза обрушения. По результатам обследования комиссия признала жилой дом непригодным для проживания.
Согласно техническому заключению по результатам обследования основных несущих конструкций здания, расположенного по ул..., д..., в ст..., составленному ООО "Архитектурно- планировочное бюро" по заказу Капниновой М.Н, указанное жилое помещение пострадало в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтопления территории Ставропольского края, общее состояние дома оценивается как непригодное для проживания, эксплуатация здания создает угрозу жизни и здоровью граждан.
19.06.2017 межведомственной комиссией Администрации Георгиевского городского округа принято решение о признании жилого помещения (индивидуального жилого дома), расположенного по адресу: СК, Георгиевский городской округ, ст..., ул..., д..., непригодным для проживания.
Письмом Управления ЖКХ администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 07.07.2017 N 1678 Капниновой М.Н. и членам ее семьи отказано во включении в список граждан на получение жилищного сертификата в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановление Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", пришел к выводу о том, что несмотря на то, что жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежащее истцам пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагополучных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшей в мае 2017, и в установленном порядке признано непригодным к проживанию, у истцов отсутствует право на получение государственного жилищного сертификата и включение в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, поскольку на момент чрезвычайной ситуации они не были зарегистрированы в данном жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав на то, что факт отсутствия у истцов регистрации в спорном доме на момент чрезвычайной ситуации сторонами не оспаривается, при том, что собственниками спорного жилого дома они являются на основании договора купли-продажи от 30.06.2011. Уважительных причин указывающих на невозможность осуществления регистрации по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст..., ул.... д.... на протяжении значительного количества лет истцы не представили. Прекращение их права пользования другим жилым помещением по месту регистрации на момент чрезвычайного обстоятельства представлено не было. Установленный судебным решением от 05.09.2017 факт проживания истцов в спорном домовладении сам по себе не является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам только при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении и то, что утраченное жилье являлось единственным.
Вместе с тем, с указанными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло 07.06.1995 постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 835 наименование этого постановление изменено - "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - постановление Правительства РФ от 07.06.1995 N 561).
Пунктом 1 названного постановления признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (абзац первый).
Установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абз. 2 п. 1 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561).
Пунктами 3-5 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561, 10.07.1995 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.7.1995 N 916 (далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно п. 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (п. 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 835 наименование этого акта изменено - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
В соответствии с п.п. 4, 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.
Таким образом, право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных п. 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов. То есть, реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 N 213) редакция п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 561 была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно названной норме государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
Суды, отказывая в удовлетворении исковых требований о включении истцов в список граждан на получение государственного жилищного сертификата и признании за ними права на его получение, исходили из отсутствия регистрации истцов по месту жительства в утраченном жилом помещении.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1) под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений ст.ст. 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.10.2008 N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В обоснование факта постоянного проживания в принадлежащим им домовладении истцы ссылались на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 05.09.2017, которым установлено, что истцы Капнинов М.Н, Капнинова М.Н. и их несовершеннолетние дети... постоянно проживают по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, ст..., ул..., д.., и на момент чрезвычайной ситуации - паводка в мае 2017 на территории Георгиевского района проживали в доме по указанному адресу.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм процессуального права, суд первой инстанции не учел установленные обстоятельства ранее рассмотренного дела о правах истцов на получение единовременной материальной помощи в связи чрезвычайной ситуацией в мае 2017 на территории Георгиевского района Ставропольского края в связи с тем, что жилое помещение принадлежащее истцам на праве собственности, и в котором они постоянно проживали, признано непригодным для проживания, и не указал мотивов несогласия с содержащимися в судебном акте выводах об установлении судом факта постоянного проживания истцов в спорном жилом доме.
Ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и третьи лица, которые не участвовали в ранее рассмотренном гражданском деле, каких-либо доказательств опровергающих обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 05.09.2017, о факте постоянного проживания истцов на момент чрезвычайной ситуации в принадлежащим им на праве собственности жилом доме по адресу: ст..., ул..., суду не представили.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Нарушения норм права, допущенные судом первой инстанции, не были устранены и судом апелляционной инстанции.
Допущенные судом апелляционной инстанции, проверявшим законность решения суда первой инстанции, нарушения норм материального и процессуального права представляются существенными по смыслу ст. 387 ГПК РФ, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), вследствие чего, а также с учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 04.09.2018 подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, президиум Ставропольского краевого суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 04.09.2018 отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.