Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу " ... " С.А. на решение судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 03.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края,
установил:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу "... " С.А. от 18.10.2018 N 18-Э/АР/1-190/10 Администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей (далее - постановление от 18.10.2018).
Решением судьи Георгиевкого городского суда Ставропольского края от 03.12.2018 постановление от 18.10.2018 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (далее - решение судьи от 03.12.2018).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, представитель Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу "... " С.А. считает решение судьи от 03.12.2018 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства. Считает, что факт совершения Администрацией Георгиевского городского округа Ставропольского края административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается письменными доказательствами. Указывает, что в соответствии с примечаниями к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Ссылаясь на правовую позицию судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 10.03.2016 N 308-ЭС15-15458, указывает, что орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, должен действовать не только от своего имени и в своих гражданско-правовых интересах, но также и от имени и в интересах публичных образований других уровней: Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Следовательно, полагает доказанным факт того, что Администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края распоряжается земельном участком с кадастровым номером "... 41", в связи с чем подтверждается и обязанность Администрации по ликвидации свалки со ссылкой на законодательство в области охраны окружающей среды. Считает постановление должностного лица от 18.10.2018 вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства.
Просит обжалуемое решение судьи городского суда от 03.12.2018 отменить, постановление должностного лица от 18.10.2018 оставить без изменения.
Представителем Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Маркаряном Н.А. поданы письменные возражения, в которых он выражает несогласие с жалобой, просит оставить без изменения обжалуемое решение судьи.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав главного специалиста-эксперта Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Орлянского И.В, поддержавшего доводы жалобы, просившего удовлетворить жалобу по доводам, указанным в её обоснование, просившего отменить решение судьи от 03.12.2018, оставить без изменения постановление должностного лица от 18.10.2018, выслушав мнение представителя Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края Маркаряна Н.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, просившего оставить обжалуемое решение судьи городского суда без изменения, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказкому федеральному округу (далее - Департамент) "О проведении рейдового осмотра земельных участков в кадастровом районе КН "... 41" в границах Георгиевского района Ставропольского края" от 09.08.2017 N 1187 Департаментом проводился рейдовый осмотр земельных участков, с координатами крайних точек: широта 44.132950, долгота 43.465438; широта 44.132950, долгота 43.465438; широта 44.132950, долгота 43.465438; широта 44.132950, долгота 43.465438; широта 44.132950, долгота 43.465438; широта 44.132950, долгота 43.465438. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось обнаружение Департаментом в ходе осмотра 04.09.2018 несанкционированной свалки в городе Георгиевске по адресу: ул. Гастелло/ул. Чернышевского на земельном участке с кадастровым номером "... 41", о чём был составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований
N 18-Э/АР/1-190/1 от 30.08.2018. В ходе производства по делу установлено, что обнаруженные отходы относятся к 4 классу опасности (мусор от сноса и разборки зданий неотсортированный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные), имеют объем 70350 куб.м, размещены на площади 4690 кв.м.
Прекращая производство по делу, судья городского суда исходил из того, что в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами. Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.
Указанный вывод нахожу правильным по следующим основаниям.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
В силуп. 2 ст. 8Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 2 ст. 7Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ип. 14 ч. 1 ст. 15Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относитсяучастие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 2 статьи 13Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведённых выше положенийзаконаследует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что Администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия администрации по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватываетсядиспозицией статьи 8.2КоАП РФ.
Кроме того, согласно муниципальному контракту
N 0121300043818000059_305505/55 от 17.08.2018, заключенному УЖКХ администрации ГТО СК с ГМУП "САХ", работы по механизированной уборке мест несанкционированного спила деревьев, отходов растительного происхождения и другого мусора на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края возложены на Георгиевское муниципальное унитарное предприятие "САХ".
Следовательно, Администрация Георгиевского городского округа Ставропольского края не является субъектом административного правонарушения, предусмотренногостатьей 8.2КоАП РФ.
Изложенное исключает наличие в действиях Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края состава административного правонарушения, предусмотренногостатьёй 8.2КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья городского суда пришёл к верному выводу о том, что в действиях Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Приведённые в жалобе доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного решения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.
Каких-либо нарушений, влекущих отмену состоявшегося судебного постановления,
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 03.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края - оставить без изменения, жалобу представителя Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу "... " С.А. - без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда О.В. Загорская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.