Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Магомедовой А.М.,
судей Алиевой Э.З. и Гебековой Л.А.
при секретаре Джалиеве М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника МРИ ФНС России N по РД Залбекова Д.М. на решение Каспийского городского суда РД от "дата", которым постановлено:
"Иск Аминова Г. М. к МРИ ФНС России N по РД о восстановлении на работе, удовлетворить.
Признать незаконным заключенный МРИ ФНС России N по РД срочный служебный контракт N от "дата" с Аминовым Г. М..
Признать незаконным и отменить Приказ МРИ ФНС России N по РД от "дата" N об увольнении Аминова Г. М..
Восстановить Аминова Г. М. в ранее занимаемой должности гражданской службы - заместителя начальника отдела оперативного контроля МРИ ФНС России N по РД.
Взыскать с МРИ ФНС России N по РД в пользу Аминова Г.М. заработную плату за время вынужденного прогула по день вынесения решения суда о восстановлении на работе.
Решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З, выслушав объяснения представителей МРИ ФНС России N по РД Пирбудагова З.М. и Маллаева Р.М, просивших решение суда отменить, возражения истца Аминова Г.М, просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Исмаиловой С.Г. об отмене решения суда и отказе Аминову Г.М. в иске, судебная коллегия
Установила:
Аминов Г.М. обратился с иском в суд к МРИ ФНС России N по РД о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В обоснование иска указал, что работал ФНС России с 2010 г. по "дата", с. 2010 г. по 2014 г. в Инспекции ФНС России по "адрес" - начальником отдела общего обеспечения, с декабря 2015 года в порядке перевода назначен на должность начальника отдела информатизации, с января 2016 года в порядке перевода назначен на должность заместителя начальника отдела выездных проверок, с июля 2017 года до дня увольнения работал в должности заместителя начальника оперативного отдела.
Приказом N с "дата" с ним прекращен служебный контракт и он уволен с государственной гражданской службы, в связи с истечением срока действия служебного контракта.
Считает увольнением незаконным, оснований для его увольнения у работодателя не имелось, ему не были предложены вакантные должности, он уволен в период нахождения на на больничном. Профсоюзный орган не был уведомлен и согласие на его увольнение не получено. В дополнении к иску просил также признать незаконным заключенный с ним срочный контракт, полагая, что он не относился к категории руководителя и с ним нельзя было заключить срочный контракт.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит начальник МРИ ФНС России N по РД Залбеков Д.М.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Правоотношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от "дата" N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Судом установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что с "дата" Аминов Г.М. был принят в ИФНС России по "адрес" главным специалистом экспертом отдела общего обеспечения, работал на различных должностях.
Приказом от "дата" N Аминов Г.М. назначен на должность государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела оперативного контроля сроком на 1 год в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 25 Федерального закона от "дата" N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" (далее - N 79-ФЗ).
На основании указанного приказа был заключен служебный контракт N от "дата", где в пункте 14 также указано на то, что он заключается на 1 год, с "дата" по "дата".
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от "дата" N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 части 4 названной статьи установлено, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".
Согласно классификации должностей гражданской службы, определенной в статье 9 указанного Закона, руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
В связи с чем, вопреки выводам суда первой инстанции, должность заместителя начальника отдела оперативного контроля ИФНС России по "адрес" относится к категории "руководители", с которым может быть заключен срочный служебный контракт.
Поэтому вывод суда об отсутствии правовых оснований для заключения с Аминовым Г.М. срочного контракта, нельзя признать обоснованным.
Довод истца о том, что в первоначальном приказе о приеме истца на работу отсутствовало указание о необходимости заключения с ним срочного трудового контракта, не означает, что закон не допускает заключения с лицом, замещающим занимаемую истцом должность бессрочного служебного контракта.
Кроме того, суд не принял во внимание, что служебный контракт был заключен во исполнение приказа от 03.07.17 N о назначении Аминова Г.М. на должность государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела оперативного контроля сроком на 1 (один) год. На основании указанного приказа в день его издания с истцом был заключен именно срочный служебный контракт, с чем он был согласен.
Данный приказ, содержащий условие о сроке занятия Аминовым Г.М. замещаемой должности никем не оспорен и не отменен, он в течение года замещал указанную выше должность и получал заработную плату.
Гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта (определение Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N700-0).
Истечение срока действия срочного служебного контракта, заключенного в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона), о чем государственный гражданский служащий должен быть заранее предупрежден в письменной форме (часть 1 статьи 35 названного Федерального закона).
"дата" истцу было вручено предупреждение об истечении срока действия срочного служебного контракта, в котором было указано на то, что "дата" истекает срок заключенного срочного служебного контракта и он подлежит увольнению с должности заместителя начальника отдела оперативного контроля по пункту 2 части 1 статьи 33 Федерал Федерального закона от "дата" N79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
Нельзя согласиться и с выводом суда о том, что истец не мог быть уволен в период его временной нетрудоспособности.
Согласно части 3 статьи 37 названного Федерального закона гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
Между тем, увольнение гражданского служащего по причине истечения срока служебного контракта, не происходит по инициативе представителя нанимателя.
Истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона) пунктом 2 ч. 1 ст. 33 того же Федерального закона отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Таким образом, нетрудоспособность служащего в период истечения срока действия срочного служебного контракта, не является обстоятельством, исключающим либо препятствующим расторжению служебного контракта и увольнению служащего в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, поскольку это происходит не по инициативе представителя нанимателя.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что увольнение истца с гражданской службы было проведено в соответствии с нормами Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Поэтому, нельзя согласиться с выводом суда о незаконности увольнения истца и обоснованности заявленных им требований.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Аминова Г.М.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Каспийского городского суда РД от "дата", отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Аминова Г. М. к МРИ ФНС России N по РД о признании незаконным срочный служебный контракт N от "дата", признании незаконным и отмене приказа от "дата" N об увольнении Аминова Г.М, о восстановлении его в ранее занимаемой должности гражданской службы - заместителя начальника отдела оперативного контроля МРИ ФНС России N по РД, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.