Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "САЛАИР" Ч. на решение судьи Топчихинского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2018 года по делу по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью "САЛАИР" Ч. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Г. от 12 декабря 2017 года ***, которым
общество с ограниченной ответственностью "САЛАИР", "данные изъяты"
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 4 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
и решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае С. от ДД.ММ.ГГ по жалобе на указанное постановление,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Минприроды Алтайского края Х, ДД.ММ.ГГ при проведении планового (рейдового) осмотра лесных участков, согласно плановому (рейдовому) заданию от ДД.ММ.ГГ *** на основании приказа Минприроды Алтайского края "О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков" от ДД.ММ.ГГ ***, на лесном участке в квартале 284 выделе 23 лесосеке 2 Большереченского участкового лесничества Бобровского лесничества, арендатором которого является ООО "САЛАИР" (далее - Общество) на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ N *** в редакции Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ ***, Проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, установлено, что, осуществляя использование лесных участков на территории Бобровского лесничества, на указанном выше лесном участке площадью 1,5 га, вид рубки Проходная, год рубки 2016-2017, заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой. Штабель заготовленной древесины стрелеван и складирован за пределами лесосеки, в результате чего уничтожен молодняк естественного происхождения породы Сосна. Древесина не вывезена в установленный срок. Кучи порубочных остатков сложены за пределами лесосеки. Оставлены в лесосеке сухостойные (погибшие) деревья.
Таким образом, при использовании лесного участка для заготовки древесины в квартале ***, выделе ***, лесосеке *** Большереченского участкового лесничества Бобровского лесничества нарушены: подп. "б" п. 17, п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2007 года N 417, подп. "б", "з", "и" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337 (подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474), п. 12, п. 32, подп. "б" п. 16 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России от 16 июля 2007 года N 185, и договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 12 января 2012 года N И-6/20 в редакции Дополнительного соглашения от 18 июля 2016 года N 7.
Действия ООО "САЛАИР" квалифицированы по ч.ч. 1, 4 ст. 8.25, ст. 8.27, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Минприроды Алтайского края - старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Г. вынесено обжалуемое постановление, которое решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае С. от ДД.ММ.ГГ оставлено без изменения, жалоба ООО "САЛАИР" - без удовлетворения.
Решением судьи Топчихинского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2018 года постановление и решение оставлены без изменения, жалоба ООО "САЛАИР" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, законный представитель ООО "Салаир" просит отменить постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица и решение судьи. В обоснование указывает на то, что имелись основания для замены административного штрафа на предупреждение на основании ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Вывод суда о наличии угрозы возникновения лесных пожаров и, как следствие, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, не подтвержден доказательствами. Нарушения Правил пожарной безопасности в лесах не могли привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в виде лесных пожаров, поскольку согласно справке Алтайского ЦГСМ от ДД.ММ.ГГ на дату выявления нарушения на территории Топчихинского района Алтайского края зафиксирован 1 класс пожароопасности, что указывает на отсутствие пожарной опасности и угрозы возникновения лесных пожаров. Кроме того, не учтено, что в настоящее время Общество находится в достаточно тяжелом финансовом положении, обусловленным убытками прошлых лет (2016-2017 годы Общество завершило с убытками в размере 26,247 млн рублей и 7,002 млн. рублей соответственно), в связи с чем назначенное наказание в виде административного штрафа подлежало назначению в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией. Общество дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, поскольку должностными лицами Минприроды Алтайского края вынесено два постановления по нарушениям, выявленным ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ на лесных участках в квартале 284 выделе 23 и в квартале 284 выделе 26.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Подпунктом "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Пунктом 19 указанных Правил установлено, что заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно подп. "б" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, (подп. "б" п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах.
Согласно подп. "з" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, (подп. "з" п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Согласно подп. "и" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, (подп. "и" п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474) не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.
Пунктом 16 Правил ухода за лесами к нежелательным деревьям (подлежащим рубке) отнесены, в том числе, неудовлетворительного состояния (сухостойные, буреломные, снеголомные, отмирающие, поврежденные вредными организмами, животными и иными воздействиями) (подп. "б").
В соответствии с п. 32 Правил ухода за лесами при проходных рубках должен сохраняться имеющийся подрост главных пород и создаваться условия для появления естественного семенного возобновления хвойных и твердолиственных пород.
Договором аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ N *** (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ ***) предусмотрено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов и настоящим Договором (п. 3.4.3); использовать лесной участок способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным участком на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (п. 3.4.17); не допускать повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламления производственными отходами, сточными водами, бытовым и строительным мусором и иных действий, приводящих к загрязнению и ухудшению экологической обстановки на площади предоставленного лесного участка (п. 3.4.25); при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины (п. 3.4.27); при заготовке древесины, в первую очередь, осуществлять рубки погибших, поврежденных и перестойных лесных насаждений (п. 3.4.29); соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления (п. 3.4.46).
В соответствии с Постановлениями Правительства Алтайского края от 20 апреля 2017 года N 128 и от 01 ноября 2017 года N 387 в период с 21 апреля 2017 года по 01 ноября 2017 года на территории Алтайского края действовал пожароопасный сезон.
Факт совершения ООО "САЛАИР" вмененных административных правонарушений подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***; актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) *** от ДД.ММ.ГГ и фототаблицей к нему; лесной декларацией *** от ДД.ММ.ГГ; лесной декларацией *** от ДД.ММ.ГГ; приказом от ДД.ММ.ГГ *** об увеличении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины; отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2016 года; отчетом об использовании лесов за январь-август 2017 года; договором аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ N И-6/20 в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ *** с приложениями.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о наличии в действиях ООО "САЛАИР" состава вмененных административных правонарушений. Административное наказание назначено в соответствии с положениями статей 4.1, 4.4 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, правила назначения административного наказания должностным лицом не нарушены.
Вопреки доводу жалобы, основания для применения положения частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения размера административного штрафа отсутствуют, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ООО "САЛАИР", не приведено, доказательств наличия таких обстоятельств не представлено.
Представленная бухгалтерская отчетность не является достоверным подтверждением имущественного и финансового положения Общества и не может быть принята для рассмотрения вопроса о снижении наказания ниже низшего предела.
Ссылки в жалобе на наличие оснований для замены административного штрафа на предупреждение были предметом проверки судьи районного суда и правомерно отклонены. При этом судьей обоснованно принят во внимание объем заготовленной древесины, оставленной в месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона и не собранной в штабеля или поленницы, не отделенной противопожарной минерализованной полосой, что, безусловно, повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
Указание в жалобе на то, что согласно справке Алтайского ЦГСМ от ДД.ММ.ГГ на дату выявления нарушения на территории Топчихинского района Алтайского края зафиксирован 1 класс пожароопасности, данные выводы не опровергает, поскольку вмененные правонарушения совершены в период пожароопасного сезона, установленного на территории Алтайского края Постановлением Правительства Алтайского края от 20 апреля 2017 года N 128.
Доводы жалобы о том, что ООО "САЛАИР" дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, не нашли своего подтверждения.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Между тем в рассматриваемых случаях нарушения в форме бездействия выявлены в разное время, на основании разных плановых (рейдовых) заданий на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков, предметом проверки являлись места рубок, расположенные в различных выделах и лесосеках лесничества, обстоятельства совершенных правонарушений отличаются от тех, которые вменены Обществу по настоящему делу.
Ссылка на то, что лесные участки, являющиеся предметом проверки, расположены в пределах одного лесничества и предоставлены в рамках одного договора аренды лесного участка, не является основанием для применения положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах допущенные ООО "САЛАИР" нарушения правил пожарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины лесных насаждений, правил ухода за лесами совершены Обществом в разных местах и охватываются не одним, а несколькими самостоятельными действиями (бездействиями) Общества, что исключает применение положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Г. от 12 декабря 2017 года ***, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае С. от 04 сентября 2018 года, решение судьи Топчихинского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2018 года оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "САЛАИР" Ч. - без удовлетворения.
Судья А.А. Скляр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.