Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Храмцовой В.А,
судей Сачкова А.Н, Рудь Е.П,
при секретаре Тенгерековой Л.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г.Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2018 года по делу
по иску прокурора города Бийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Бийска, муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" о возложении обязанности привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 в соответствии с требованиями ГОСТа.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Бийска обратился в суд с иском к администрации г.Бийска, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска", в котором с учетом уточнений просил обязать ответчиков привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55: "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Гудвилл", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства в зоне остановочных пунктов посадочных площадок с возвышением 0,20 м над остановкой, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Гудвилл", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 путем оборудования автопавильонов с оснащением скамьями и урнами для мусора, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"ТЦ "Модный", "Детская поликлиника N 1" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 путем оборудования урнами для мусора, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Гудвилл", "переулок Гастелло", "Аспект" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства пешеходных переходов для движения пешеходов через проезжую часть, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Дельфин", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Почта N 33", "ТРК "Воскресенье" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства стационарного электрического освещения в соответствии с нормами освещения автомобильных дорог (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м), в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Маслозавод", "Аспект", "Стройматериалы" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства заездных "карманов" для остановки маршрутных транспортных средств, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Гудвилл", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства тротуаров, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Гудвилл", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 путем выполнения работ по установке дорожных знаков 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Кристалл", "Бийский лицей", "Гудвилл", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Аспект" в соответствии с требованиями п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 путем выполнения работ по установке дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Дельфин", "Гудвилл", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "ТЦ "Модный", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 путем обустройства дорожной разметкой 1.14.1, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Гудвилл", "Технический институт", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (1-ая остановка)", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "ТЦ "Модный", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 6.2.7, п. 6.2.20, п. 6.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 путем обустройства дорожной разметкой 1.5, 1.17, 2.7, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Кристалл", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 5.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.6.2.3, п. 6.2.13. п.6.2.19, п.6.2.26 и 6.3 ГОСТ Р 52289-2004 путем обустройства дорожной разметкой 1.1, 1.11, 1.16.2, 1.16.3, 1.23, 2.7, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
"Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Гудвилл", "Котельный завод", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 11.30 СП 42.13330.2016, п. 5.15 СП 59. 13330.2016 путем устройства искусственных съездов на границе пересечения транспортных и пешеходных путей путем обустройства бордюрных пандусов в границах тротуаров, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки установлены нарушения в деятельности администрации г.Бийска соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Постановлением администрации г. Бийска от 09.10.2017 N 2466 внесены изменения в постановление администрации г.Бийска от 17.08.2017 N1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске", пунктом 1 которого предусмотрено, что муниципальный маршрут N55 имеет следующее наименование: ТРК "Воскресенье" - "Кристалл" (ТЦ "Изумруд"), промежуточными остановочными пунктами являются: ТРК "Воскресенье", "Стройматериалы", "Аспект", "Короленко", "Почта N33", "Городская детская больница", "Педагогический университет", "Детская поликлиника N1", "Вокзал", "ТЦ "Модный", "Многофунциональный центр", "Переулок Н.Гастелло", "Котельный завод", "Маслозавод", "Технологический институт", "Дельфин", "Мебельная фабрика "Радо", "Школа N34", "Бийский лицей", "Теплицы", "Кристалл", дата начала осуществления перевозок - с 01.09.2017. В нарушение Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Закона Алтайского края "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае" требований ГОСТ Р 52766-2007, остановочные пункты имеются недостатки. Прокуратурой города в декабре 2017 года в администрацию г.Бийска внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части необходимости приведения остановочных пунктов муниципального маршрута N55 г.Бийска в надлежащее состояние, установки дорожных знаков на остановочных пунктах в соответствии с требованиями законодательства. До настоящего времени не приняты меры к устранению указанных нарушений, что ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 27.09.2018 исковые требования прокурора г.Бийска удовлетворены частично и постановлено.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства в зоне остановочных пунктов посадочных площадок с возвышением 0,20 м над остановкой, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 путем оборудования автопавильонов с оснащением скамьями и урнами для мусора, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "ТЦ "Модный", "Детская поликлиника N 1" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 путем оборудования урнами для мусора, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "переулок Гастелло", "Аспект" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства пешеходных переходов для движения пешеходов через проезжую часть, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Дельфин", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Почта N 33", "ТРК "Воскресенье" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства стационарного электрического освещения в соответствии с нормами освещения автомобильных дорог (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м), в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Маслозавод", "Аспект", "Стройматериалы" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства заездных "карманов" для остановки маршрутных транспортных средств, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55, "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы" в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 путем устройства тротуаров, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 путем выполнения работ по установке дорожных знаков 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Бийский лицей", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Аспект" в соответствии с требованиями п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 путем выполнения работ по установке дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2,в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Дельфин", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "ТЦ "Модный", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 путем обустройства дорожной разметкой 1.14.1, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Технический институт", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (1-ая остановка)", "ТЦ "Модный", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 6.2.7, п. 6.2.20, п. 6.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 путем обустройства дорожной разметкой 1.5, 1.17, 2.7,в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 5.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.6.2.3, п. 6.2.13. п.6.2.19, п.6.2.26 и 6.3 ГОСТ Р 52289-2004 путем обустройства дорожной разметкой 1.1, 1.11, 1.16.2, 1.16.3, 1.23, 2.7, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию г.Бийска, муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" привести остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Котельный завод", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "ТРК "Воскресенье" в соответствии с требованиями п. 11.30 СП 42.13330.2016, п. 5.15 СП 59. 13330.2016 путем устройства искусственных съездов на границе пересечения транспортных и пешеходных путей путем обустройства бордюрных пандусов в границах тротуаров, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г.Бийска просит решение отменить, указывая на то, что по результатам электронного аукциона на выполнение работ по установке, замене и текущему содержанию дорожных знаков в г.Бийске в 2018 году победителем признан ООО "Дорзнак", в связи с чем после заключения муниципального контракта будут выданы план-задания подрядной организации. В настоящее время в Арбитражном суде Алтайского края рассматривается дело по иску ООО "Авторем" к администрации г.Бийска о признании незаконным действия администрации г.Бийска по отказу в изменении схемы движения маршрута N55 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, в случае удовлетворения которого ответчиками будут понесены расходы на проведение работ, указанных в решении суда. Администрация г.Бийска является ненадлежащим ответчиком, поскольку расходы по осуществлению указанных работ заложены в смету МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска". Суд возложил излишнею обязанность в части проведения работ, в том числе устройства заездных "карманов", остановочных и посадочных площадок не требуется, а часть остановочных пунктов маршрута N55 соответствует требованиям ГОСТа. Эксперт вышел за пределы заданных вопросов, исследовав весь муниципальный маршрут N55. Выводы эксперта являются необоснованными. Прокуратура могла самостоятельно выявить имеющиеся нарушения.
В письменных возражениях прокурор г.Бийска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков Вебер Вебер В.В. поддержал доводы жалобы, прокурор Текутьева Я.В. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1).
К элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, отнесены остановочные пункты (п.5).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автомобильные дороги.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог (ст.13).
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (п.1 ст.22).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 N 270-ст утвержден и введен в действие Государственный стандарт ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования".
В соответствии с пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт в пределах населенного пункта должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно пункту 5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 заездные "карманы" должны иметь: участки отгонов по 20 - 30 м, участок торможения по 30 м и разгона по 40 м.
В силу п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты оборудуют дорожными знаками по ГОСТ Р 52289-2004.
Правила применения дорожных знаков установлены ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофора, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
В соответствии с п.5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 Знаки 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки. При наличии на остановочном пункте павильона допускается устанавливать знаки на павильоне над его ближайшим по ходу движения краем или на самостоятельной опоре.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, постановлением администрации г.Бийска от 09.10.2017 N2466 внесены изменения в постановление администрации г.Бийска от 17.08.2017 N1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске" (далее - постановление N2466).
Пунктом 1 постановления N2466 предусмотрено, что муниципальный маршрут N55 в г.Бийске имеет следующее наименование: ТРК "Воскресенье" - "Кристалл" (ТЦ "Изумруд"), промежуточными остановочными пунктами являются: ТРК "Воскресенье", "Стройматериалы", "Аспект", "Короленко", "Почта N33", "Городская детская больница", "Педагогический университет", "Детская поликлиника N1", "Вокзал", "ТЦ "Модный", "Многофунциональный центр", "Переулок Н.Гастелло", "Котельный завод", "Маслозавод", "Технологический институт", "Дельфин", "Мебельная фабрика "Радо", "Школа N34", "Бийский лицей", "Теплицы", "Кристалл". Дата начала осуществления перевозок - с 01.09.2017. Остановочные пункту "Гудвилл" и "Многофункциональный центр" (2-ая остановка) муниципального маршрута N 55 являются остановками по требованию и не указаны как остановочные пункты в "Реестре маршрутов регулярных перевозок" автомобильным транспортном в г.Бийске" приложения к постановлению Администрации г.Бийска от 17.01.2018 N 40.
В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что не все остановочные пункты муниципального маршрута N55 соответствуют предусмотренным законодательством требованиям, в том числе ГОСТ Р 52766-2007, а именно в нарушение п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты "ТРК "Воскресенье", "Стройматериалы", "ул. Короленко", "Почта N33" (по направлению от ул.Шевченко к ул.Короленко), "пер. Н.Гастелло", "Котельный завод", "Радо", "Теплицы" не оборудованы остановочной площадкой, посадочной площадкой, заездным "карманом", автопавильоном, скамьей, урной для мусора; остановочные пункты муниципального "ТРК "Воскресенье", "Стройматериалы", "ул. Короленко", "Почта N33" (по направлению от ул.Шевченко к ул.Короленко), "Городская детская больница", "пер. Н.Гастелло", "Котельный завод", "Радо", "Теплицы" не оборудованы знаком 5.16 "Место остановки автобуса".
Прокуратурой г. Бийска в декабре 2017 года в администрацию г.Бийска внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части необходимости приведения остановочных пунктов муниципального маршрута N55 г.Бийска в надлежащее состояние, установки дорожных знаков на остановочных пунктах в соответствии с требованиями законодательства, однако до не приняты меры к устранению указанных нарушений.
Проведенной по делу по ходатайству прокурора экспертами ООО Алтайский экспертно-проектный центр "СПЕКТР" от 17.08.2018 *** судебной строительно-технической экспертизой, установлено, что остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Гудвилл", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" не соответствуют требованиям п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.8 ГОСТ Р 52766-2007 в части устройства в зоне остановочных пунктов посадочных площадок с возвышением 0,20 м над остановкой; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Гудвилл", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" не соответствуют требованиям п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 в части отсутствия оборудования автопавильонов скамьями и урнами для мусора;
остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "ТЦ "Модный", "Детская поликлиника N 1" не соответствуют требованиям п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 в части отсутствия оборудования урнами для мусора ; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Гудвилл", "переулок Гастелло", "Аспект" не соответствуют требованиям п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 в части устройства пешеходных переходов для движения пешеходов через проезжую часть ; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Дельфин", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Почта N 33", "ТРК "Воскресенье" не соответствуют требованиям п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 в части устройства стационарного электрического освещения в соответствии с нормами освещения автомобильных дорог ; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Маслозавод", "Аспект", "Стройматериалы" не соответствуют требованиям п. 5.3.3.1, п. 5.3.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 в части устройства заездных "карманов" для остановки маршрутных транспортных средств; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Гудвилл", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы" не соответствуют требованиям п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 в части устройства тротуаров ;остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Гудвилл", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" не соответствуют требованиям п. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 в части отсутствия дорожных знаков 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса"; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Бийский лицей", "Гудвилл", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Аспект" не соответствуют требованиям п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 в части отсутствия дорожных знаков 5.19.1 и
5.19.2 ; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Дельфин", "Гудвилл", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "ТЦ "Модный", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" не соответствуют требованиям п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 в части обустройства дорожной разметкой 1.14.1; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Дельфин", "Гудвилл", "Технический институт", "Маслозавод", "Котельный завод", "переулок Гастелло", "Многофункциональный центр (1-ая остановка)", "Многофункциональный центр (2-ая остановка)", "ТЦ "Модный", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "Почта N 33", "Короленко", "Аспект", "Стройматериалы", "ТРК "Воскресенье" не соответствуют требованиям п. 6.2.7, п. 6.2.20, п. 6.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 в части отсутствия дорожной разметки 1.5, 1.17, 2.7; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "ТРК "Воскресенье" не соответствуют требованиям п. 5.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.6.2.3, п. 6.2.13. п.6.2.19, п.6.2.26 и 6.3 ГОСТ Р 52289-2004 в части отсутствия обустройства дорожной разметкой 1.1, 1.11, 1.16.2, 1.16.3, 1.23, 2.7; остановочные пункты муниципального маршрута N 55 "Кристалл", "Теплицы", "Бийский лицей", "Школа N 34", "Мебельная фабрика "Радо", "Гудвилл", "Котельный завод", "Вокзал", "Детская поликлиника N 1", "Педагогический университет", "Городская детская больница", "ТРК "Воскресенье" не соответствуют требованиям п. 11.30 СП 42.13330.2016, п. 5.15 СП 59. 13330.2016 в части обустройства искусственных съездов на границе пересечения транспортных и пешеходных путей.
Непринятие ответчиками мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что не все остановочные пункты муниципального маршрута N55 в г.Бийске соответствуют предусмотренным законодательством требованиям, обязанность содержанию которых возлагается на ответчиков.
Факт несоответствия остановочных пунктов требованиям ГОСТ Р 52766-2007 установлен судебной экспертизой, оснований ставить под сомнение достоверность заключения которой суд правомерно не усмотрел. Заключение экспертов ООО Алтайский экспертно-проектный центр "СПЕКТР" проведено в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперты Ч.А.С. и Е.И.А. предупреждались об уголовной ответственности по ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имели соответствующий стаж работы и образование, не заинтересованы в исходе дела, стороны по делу имели возможность ставить перед экспертами вопросы, заключение является последовательным и мотивированным, противоречий не содержит.
Экспертное заключение отвечает требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит подробное описание проведенных исследований, в обоснование сделанного вывода эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на объективных данных, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе
При таких обстоятельствах данное заключение экспертов отвечает признакам относимости и допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности, отсутствовали.
Ссылка в жалобе на то, что эксперт вышел за пределы заданных вопросов, исследовав весь муниципальный маршрут N55, признается несостоятельной.
Так, согласно ч.2 ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Исследование экспертами по делу всего муниципального маршрута N55 г.Бийска не противоречит поставленным судом перед ними вопросам и соответствует данной процессуальной норме права, не свидетельствует о каких-либо нарушениях.
Довод жалобы о том, что суд возложил излишнюю обязанность в части проведения работ, в том числе устройства заездных "карманов", остановочных и посадочных площадок не требуется, а часть остановочных пунктов маршрута N55 соответствует требованиям ГОСТа, признается несостоятельным.
Согласно п. 5.3.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 при прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований:
на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия);
на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части;
на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - в заездных "карманах";
Так, в рамках настоящего спора устройство заездных карманов для остановки маршрутных транспортов суд возложена обязанность относительно остановочных пунктов "Маслозавод", "Аспект" "Стройматериалы".
В соответствии с исследовательской частью экспертного заключения такое устройство не требуется при уровне загрузки магистральных дорог общегородского значения, улиц с проезжей частью в одну полосу движения в одном направлении менее 0,6, что к указанным остановочным пунктам не относится.
При этом загруженность дорог исследованного маршрута экспертом устанавливалась в форме самостоятельного учета относительно каждой улицы в определенное время, что отражено в приложениях к экспертизе (т.2 л.д.86-119), которым также у суда обоснованно не имелось оснований не доверять.
Иных доказательств соответствия остановочных пунктов маршрута N55 требованиям ГОСТа ответчиком в подтверждения данного довода жалобы, не представлено.
Довод жалобы о том, что администрация г.Бийска является ненадлежащим ответчиком, признается несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу Федерального закона N257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.7 ст.3).
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п.9 ст.6).
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ст.34).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по оборудованию дорог необходимыми элементами обустройства, дорожными знаками в границах муниципального образования г.Бийска возлагается на администрацию города.
Действительно, в силу п. 2.3.15 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска", утвержденного И.о. главы администрации города (приложение к постановлению администрации г.Бийска от 29.11.2011 "2521) (далее - Положение) Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска организует содержание и текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значений.
При этом согласно пунктам 1.1, 1.4 Положения МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" является структурным подразделением администрации г.Бийска. Учредителем МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" является муниципальное образование г.Бийска в лице администрации г.Бийска.
Таким образом, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" является структурным подразделением, в данном случае не может являться единоличным ответственным лицом, в связи с чем судом обоснованно определены ответчиками по делу МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска" и администрация г.Бийска.
Ссылка в жалобе на то, что в настоящее время в Арбитражном суде Алтайского края рассматривается дело по иску ООО "Авторем" к администрации г.Бийска о признании незаконным действия администрации г.Бийска по отказу в изменении схемы движения маршрута N55 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, в случае удовлетворения которого ответчиками будут понесены расходы на проведение работ, указанных в решении суда, не влияет в данном случае на законность решения суда, поскольку данный иск подан после вынесения решения суда первой инстанции и в настоящее время данный спор не разрешен по существу, в связи с чем указанные обстоятельства носят вероятностный характер.
Кроме того, договорные отношения ответчиков с подрядными организациями производны по отношению к обязанностям ответчиков по содержанию остановочных пунктов муниципального маршрута N55 в г.Бийске в силу закона, от которых ответчики не могут быть освобождены.
Право прокурора на обращение с настоящем иском основано на п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона т 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, в связи с чем не принимается во внимание судебной коллегией ссылка в жалобе о возможном установлении прокурором заявленных нарушений самостоятельно.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Кроме того, доводы жалобы в целом повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, указывая на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика администрации г.Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.