Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Дмитриевой О.С, Варнавского В.М,
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г.Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 октября 2018 года по делу
по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Булгаковой Галины Михайловны к Управлению социальной защиты населения по г. Рубцовску и Рубцовскому району о признании незаконными действий по прекращению предоставления мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Рубцовска Алтайского края в интересах Булгаковой Г.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Рубцовску и Рубцовскому району (далее - УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району) о признании незаконными действий по прекращению предоставления мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указал, что Булгакова Г.М. является ветераном труда Алтайского края и "данные изъяты". В 2016 году истец в УСЗН по г..Рубцовску и Рубцовскому району являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг как ветеран труда. С 01.01.2017 выплата ежемесячной денежной компенсации по указанному основанию Булгаковой Г.М. прекращена на основании ст. 16 Закона Алтайского края от 30.11.2016 ***-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан". В УСЗН Булгакова Г.М является получателем мер социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг как инвалид. В собственности Булгаковой Г.М. находится жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес". Ответчик, ссылаясь на ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", считает, что Булгакова Г.М, "данные изъяты", не имеет правовых оснований для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения, находящегося в ее собственности.
Позиция УСЗН основана на том, что Булгакова Г.М. вправе получать меры социальной поддержки лишь по одному основанию - как ветеран труда Алтайского края либо "данные изъяты". В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставлялась по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 01 января 2017 года вступил в силу Закон Алтайского края от 30.11.2016 N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайской края в сфере социальной поддержки граждан". В соответствии с данным законом ч. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" изложена в новой редакции: "Гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством". В силу буквального толкования данной нормы она распространяется на граждан, относящихся к несколько льготным категориям, именно по законодательству Алтайского края. Следовательно, 01.01.2017 право на получение неодинаковых мер социальной поддержки по нескольким основаниям прекратилось у граждан, имеющих именно на основании законодательства Алтайского края два и более льготных основания для получения мер социальной поддержки. Вместе с тем, истец имеет одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством ( "данные изъяты").
Одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, истец не относится. Таким образом, действия ответчика по прекращению с 01.01.2017 предоставления Булгаковой Г.М. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану, являются незаконными. Получение данной меры социальной поддержки гарантировано ей как ветерану труда. Считает, что Булгакова Г.М. вправе получать меры социальной поддержки, предусмотренные Законом края от 03.12.2004 N 61-ЗС, в виде денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в её собственности. При указанных обстоятельствах действия УСЗН по прекращению Булгаковой Г.М. с 01.01.2017 выплаты компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг как ветерану труда Алтайского края нарушают ее права на социальное обеспечение.
23.04.2018 начальнику УСЗН прокурором города направлено представление об устранении нарушений федерального и регионального законодательства в сфере социального обеспечения граждан, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены.
В силу возраста, состояния здоровья Булгакова Г.М. не может самостоятельно защищать свои права в суде.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд признать незаконными действия УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району, выразившиеся в прекращении с 01.01.2017 предоставления Булгаковой Г.М. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов"; обязать УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району возобновить предоставление Булгаковой Г.М. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со дня вступления решения в законную силу, обязать УСЗН по г. Рубцовску и Рубцовскому району произвести выплату Булгаковой Г.М. денежных средств в счет компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" за период с 01.01.2017 по день вступления решения суда в законную силу.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 октября 2018 года исковые требования прокурора г.Рубцовска Алтайского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор г.Рубцовска Алтайского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов представления указывает, что судом не дана должная оценка тому, что согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ Булгакова Г.М. "данные изъяты" не имеет правовых оснований для получения компенсации расходов на оплату жилого помещения (содержание жилья, вывоз ТБО), находящегося в ее собственности, поскольку данная компенсация распространяется только на жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. 01.01.2017 вступил в силу закон Алтайского края от 30.11.2016 N87-ЗС, в соответствии с которым ч.1 ст. 6 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" изложена в новой редакции. В силу буквального толкования данной нормы она распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям именно по законодательству Алтайского края. Вместе с тем, истец имеет одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством ( "данные изъяты"). Не имея возможности получать компенсацию по оплате жилого помещения "данные изъяты", Булгакова Г.М. вправе воспользоваться данной мерой социальной поддержки как ветеран труда. Кроме того, прокурор предъявил иск в интересах Булгаковой Г.М. в отношении действующей меры социальной поддержки - единой денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем выводы суда о том, что истец уже реализовала свое право на получение льгот путем получения единой денежной выплаты, неправомерны.
В возражениях на апелляционное представление третье лицо Минсоцзащита Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. на доводах представления настаивала, представители третьего лица Минтрудсоцзащиты Алтайского края Ермошкина Ю.А. и Крайнов И.А. полагали, что решение следует оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционного представления согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, Булгакова Г.М, ДД.ММ.ГГ года рождения, является ветераном труда Алтайского края, что подтверждается удостоверением серии Ф ***.
Кроме того, Булгакова Г.М. является "данные изъяты" по общему заболеванию бессрочно.
В собственности истца с 2008 года находится жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес"
Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.
Как инвалид Булгакова Г.М. является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (холодное водоснабжение, холодное водоснабжение ОДН, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение ОДН, электроснабжение, электроснабжение ОДН, отопление, водоотведение, сжиженный газ, взнос на капитальный ремонт).
Как ветеран труда до 01.01.2017 истец являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (содержание жилья, вывоз мусора, ТО газовых сетей).
С 01.01.2017 выплата ЕДК как ветерану труда Булгаковой Г.М. прекращена в связи с вступлением в силу Закона Алтайского края от 30.11.2016 N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан".
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в интересах Булгаковой Г.М. в суд.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ответчика по прекращению с 01.01.2017 предоставления Булгаковой Г.М. льгот, предусмотренных законом Алтайского края от 03.12.2004 N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", являются правомерными.Судебная коллегия не может согласиться с такой позицией суда первой инстанции, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги.
Булгакова Г.М. как "данные изъяты" по общему заболеванию является получателем указанных мер социальной поддержки, за исключением компенсации расходов на оплату жилого помещения, поскольку оно находится в собственности истца.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений федерального законодательства принят Закон Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные меры социальной поддержки Булгакова Г.М. получала до 01.01.2017.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" в редакции, действовавшей в период с 01.01.2005 по 31.12.2016, при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставлялась по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
01 января 2017 года вступил в силу Закон Алтайского края от 30.11.2016 N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан". В соответствии с данным Законом часть 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" изложена в новой редакции: "Гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством".
В силу буквального толкования данной нормы (в новой редакции) она распространяется на граждан, относящихся к несколько льготным категориям именно по законодательству Алтайского края.
Кроме того, в ч. 1 ст. 16 Закона Алтайского края от 30.11.2016 N 87-ЗС закреплено, что за лицами, которые по состоянию на 31 декабря 2016 года учтены в краевом регистре лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и получали меры социальной поддержки, установленные законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", сохраняется право на получение мер социальной поддержки в соответствии с законом Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" без учета изменений, внесенных настоящим Законом.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона Алтайского края от 30.11.2016 N 87-ЗС лицам, одновременно относящимся к нескольким льготным категориям и по состоянию на 31 декабря 2016 года получавшим меры социальной поддержки, с 1 января 2017 года меры социальной поддержки предоставляются по одному льготному основанию:
- в зависимости от льготной категории, по которой лица на 31 декабря 2016 года являлись получателями ежемесячной денежной выплаты, установленной законами Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
- в зависимости от льготной категории, по которой лица на 31 декабря 2016 года являлись получателями ежемесячной денежной выплаты, установленной законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 77-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", или компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, установленной законом Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", независимо от наличия у данных лиц иных льготных категорий.
Следовательно, Закон Алтайского края от 30.11.2016 N 87-ЗС также не предусматривает, что вступившие в силу с 01.01.2017 изменения в законодательстве касаются лиц, получавших меры социальной поддержки на основании федеральных законов, в том числе Федерального закона от 24.11.1995 N118-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений с 01.01.2017 право на получение неодинаковых мер социальной поддержки по нескольким основаниям прекратилось у граждан, имеющих именно на основании законодательства Алтайского края два и более льготных основания для получения мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, вопреки выводам суда первой инстанции, прекращение предоставления Булгаковой Г.М. с 01.01.2017 мер социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 N61-ЗС не являлось правомерным.
Вместе с тем, Законом Алтайского края от 02.11.2018 N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 02.11.2018, в закон Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" внесены изменения.
Согласно статье 6 закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС в новой редакции гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Таким образом, после внесения изменений в закон Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС истец имеет право на предоставление мер социальной защиты или как инвалид, или как ветеран труда по своему выбору.
Поскольку Булгакова Г.М. в настоящее время является получателем ежемесячной денежной выплаты "данные изъяты", что для нее является более выгодным, правовые основания для предоставления ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда отсутствуют.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление прокурора г. Рубцовска удовлетворить.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 октября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора г. Рубцовска в интересах Булгаковой Галины Михайловны удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Рубцовску и Рубцовскому району, выразившиеся в прекращении с 01 января 2017 года предоставления Булгаковой Галине Михайловне мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах "социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Рубцовску и Рубцовскому району предоставить Булгаковой Галине Михайловне меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 01 января 2017 года по 02 ноября 2018 года и произвести перерасчет.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.