Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С, Диденко О.В.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2018 года по иску прокурора Михайловского района в интересах Тюриной Натальи Николаевны к Министерству здравоохранения Алтайского края, администрации Михайловского района об обязании организовать и обеспечить доставку больной от места её жительства до места получения медицинской помощи и обратно,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Михайловского района Алтайского края в интересах Тюриной Н.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края, Администрации Михайловского района Алтайского края о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку Тюриной Н.Н, страдающей хронической почечной болезнью, от места ее фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по обращению Тюриной Н.Н. проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, по результатам которой установлены нарушения требований закона в связи с необеспечением доставки больного хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также необеспечением финансирования указанных мероприятий. Также установлено, что истец Тюрина Н.Н, проживающая в "адрес", является инвали "адрес" группы. Имея хроническое заболевание почек, Тюрина Н.Н. вынуждена проходить регулярное, не реже 3 раз в неделю по 4 часа 5 минут лечение программным гемодиализом в ОП ООО "Барк" в "адрес". Данная процедура для Тюриной Н.Н. является жизненно необходимой. После отключения гемодиализа и в междиализное время у Тюриной Н.Н. постоянно возникают проблемы с артериальным давлением, сердцем. В связи с отдаленностью медицинского учреждения Тюрина Н.Н. вынуждена добираться на общественном транспорте либо на личном автомобиле, при этом стоимость проезда в месяц составляет "данные изъяты" руб, тогда как размер пенсии составляет "данные изъяты" руб.
На все письменные обращения Тюриной Н.Н. в адрес КГБУЗ "Михайловская ЦРБ", Администрации Михайловского района по вопросу организации бесплатной транспортировки от места ее жительства до места проведения процедуры гемодиализа в г. Рубцовск и обратно получен отказ.
Министерство здравоохранения Алтайского края на запрос прокуратуры сообщило, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи, так как данный вид деятельности не относится к медицинским услугам.
Географическая удаленность между с. Николаевка и г. Рубцовск, состояние здоровья Тюриной Н.Н, нуждающейся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в отделении гемодиализа, невозможность проведения гемодиализа по месту ее жительства свидетельствуют о том, что проезд от места жительства к месту получения данной процедуры является неотъемлемой частью жизненно необходимой ей медицинской услуги. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Финансирование данного вида специализированной помощи на территории Алтайского края на 2018 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 26.12.2017 N 480.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья согласно п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее Федерального закона N 323-ФЗ) относится, в том числе, создание в пределах компетенции, определенных законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения её доступности для граждан.
В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденном указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 151, Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство здравоохранения Алтайского края в силу п.2.1 Положения наделено полномочиями, в том числе, по разработке и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; по обеспечению оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора Михайловского района Гончаренко А.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Михайловского района Полтавская Ю.В. возражала против удовлетворения требований, пояснив, что к вопросам местного значения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортных услуг населению только между поселениями в границах муниципального района.
Ответчик Министерство здравоохранения Алтайского края представил письменный отзыв, в котором в обоснование своих возражений указано, что специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Такая транспортировка граждан является составной частью мероприятий по оказанию специализированной помощи. Приказом Минздрава РФ N 1271н от 20.12.2012 "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности" и Приказом Минздравсоцразвития РФ N 17н от 18.01.2012 "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Нефрология" такая услуга, как транспортировка больных на гемодиализ в амбулаторных условиях, не предусмотрена. В состав тарифа на обязательное медицинское страхование расходы на доставку пациентов на гемодиализ не входят, как у отделений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, так и у учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, к которым относится КГБУЗ "Михайловская ЦРБ".
Решением Михайловского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2018 года исковые требования прокурора "адрес" Алтайского края в интересах Тюриной Натальи Николаевны удовлетворены в части.
Возложена на Министерство здравоохранения Алтайского края обязанность по организации и обеспечению доставки Тюриной Натальи Николаевны, ДД.ММ.ГГ года рождения, страдающей хронической почечной болезнью, проживающей в селе "адрес" Алтайского края, с места фактического ее проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа, обеспечению финансирования указанных мероприятий.
В удовлетворении исковых требований прокурора Михайловского района Алтайского края в интересах Тюриной Натальи Николаевны к администрации Михайловского района отказано.
С решением суда не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Алтайского края просит решение отменить, принять новое, которым истцу в иске отказать, ссылаясь на то, что доставка пациентов для прохождения гемодиализа не является медицинской услугой, а является транспортной услугой. Обеспечение амбулаторных больных транспортными услугами не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно не входит в компетенцию Министерства здравоохранения Алтайского края.
В возражениях на жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на доводах жалобы настаивал, прокурор Текутьева Я.В. указала на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц.
Проверив законность принятого решения в соответствии во ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом первой инстанции было установлено, что Тюрина Н.Н, проживающая по адресу: "адрес" Алтайского края, является инвалидом первой группы, страдает "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГ, "данные изъяты", "данные изъяты" (л.д.35).
Согласно справке ОП ООО "БАРК" "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГ. Тюрина Н.Н. постоянно получает сеансы гемодиализа 3 раза в неделю по 4 часа 5 минут в данной медицинской организации (л.д. 34). В судебном заседании установлено, что Тюрина Н.Н. добирается до места лечения и обратно самостоятельно за свой счет.
Из информации Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в тариф по уплате услуг диализа стоимость доставки больного в лечебное учреждение не входит (л.д. 50).
Социальные выплаты на компенсацию расходов по проезду к месту лечения методом гемодиализа Тюрина Н.Н. в Управлении социальной защиты населения по Михайловскому району не получает (л.д. 52).
Так же судом установлено, что расстояние от "адрес" Алтайского края до "адрес" Алтайского края составляет 23 км, расстояние от "адрес" Алтайского края до "адрес" составляет 130 км.
По информации МП "Михайловское АТП" стоимость проезда на рейсовом автобусе транспортного сообщения " "адрес" - "адрес"" составляет "данные изъяты" руб, " "адрес" - "адрес"" составляет "данные изъяты" руб. (л.д. 51).
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, руководствуясь подлежащим применению законодательством, пришел к обоснованному выводу о том, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа должна быть возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Алтайского края, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится заместительная терапия методом программного гемодиализа.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека;
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ установлено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от N 323 является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона N 323 органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
В целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона N 323).
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323 финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26.12.2017 N 480, действующим на момент разрешения спора, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, устанавливающую перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, которым медицинская помощь оказывается бесплатно; порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, и способы ее оплаты.
Источником финансового обеспечения данной Программы, согласно разделу V, являются средства федерального, краевого бюджетов, средства обязательного медицинского страхования. Данным разделом также установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказываются, как первичная медико-санитарная помощь, так и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов данной помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, в том числе болезнях мочеполовой системы.
Согласно разделу II указанной Программы гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1271-н заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Из содержания п. 21 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данным органом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе специализированной медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1.1, подпунктом 1 пункта 2.1.1 положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года N151 (далее - Положение), Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет реализацию на территории Алтайского края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края.
Согласно подпункту 7 пункта 2.1.1 Положения Министерство осуществляет обеспечение оказания населению Алтайского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд первой инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации - Алтайский край в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Алтайского края.
Поскольку судом установлено, что специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу, постольку верно указано судом, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Надлежащим образом оценив имеющиеся доказательства, суд первой инстанции правомерно возложил на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обязанность организовать, обеспечить, а также профинансировать доставку истца в медицинское учреждение для получения непосредственно самой медицинской услуги, получение которой гарантированно со стороны государства бесплатно.
Соглашается судебная коллегия с выводами суда, не соглашаясь с доводами жалобы ответчика, о том, что отсутствие на уровня Алтайского края, к чьей компетенции отнесено разрешение вопросов об оказании специализированной медицинской помощи, законодательного регулирования вопроса о доставке в медицинское учреждение для оказания медицинской услуги специализированной медицинской помощи, не может являться основанием для отказа в получении истцом такой помощи, в состав которой входит доставка с места проживания до места получения специализированной медицинской помощи.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2018 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Иванова И.Е. Дело ***-/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ "адрес"
Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С, Диденко О.В.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Михайловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по иску прокурора "адрес" в интересах Тюриной Натальи Николаевны к Министерству здравоохранения Алтайского края, администрации "адрес" об обязании организовать и обеспечить доставку больной от места её жительства до места получения медицинской помощи и обратно,
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Михайловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.