Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалюк Л.Ю,
судей Титовой В.В, Копцевой Г.В.
при секретаре Ждановой М.С.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Табунского района Алтайского края на решение Табунского районного суда Алтайского края от 02 октября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кулундинский" к Х. об установлении административного надзора и административных ограничений.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В, судебная коллегия
установила:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кулундинский" (далее - МО МВД России "Кулундинский") обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Х. сроком на 2 года, установлении административных ограничений в виде: обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22-00 часов до 06-00 часов.
В обоснование требований указано, что Х. осужден приговором Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по пункту "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 6 месяцам лишения свободы. ДД.ММ.ГГ Х. освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока. Судимость за совершенное Х. тяжкое преступление в настоящее время не снята и не погашена. Имея непогашенную судимость, Х. совершил в течение года два административных правонарушения, предусмотренных статьей 20.21 и статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По месту жительства характеризуется отрицательно. Согласно справке - характеристике УУП ПП по Табунскому району МО МВД России "Кулундинский" Х. злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни. По характеру скрытный, в состоянии опьянения неуравновешен, склонен к совершению преступлений и административных правонарушений. На меры профилактического воздействия не реагирует. В связи с изложенным в отношении Х. на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" подлежит установлению административный надзор.
Решением Табунского районного суда Алтайского края от 02 октября 2018 года административные исковые требования удовлетворены. В отношении Х. установлен административный надзор сроком на два года.
В отношении Х. на время установленного административного надзора установлены административные ограничения: обязательная явка на регистрацию один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов. Постановлено срок административного надзора исчислять со дня постановки поднадзорного на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционном представлении прокурор Табунского района Алтайского края просит изменить решение Табунского районного суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, а также неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления прокурора уведомлены в установленном законом порядке, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав заключение прокурора М. о наличии оснований для изменения решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Порядок и основания установления административного надзора предусмотрены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре).
Согласно статье 2 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены в статье 3 Закона об административном надзоре.
Согласно части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 названного Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, приговором Табунского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Х. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. На основании части 5 статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации условное осуждение, назначенное приговором Табунского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, отменено. В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору Табунского районного суда от ДД.ММ.ГГ и окончательно назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Совершенное Х. преступление относится к категории тяжких.
ДД.ММ.ГГ Х. освобожден из мест лишения свободы по отбытии наказания.
Имея непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, Х. в течение года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в связи с чем, привлечен к административной ответственности: ДД.ММ.ГГ по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ДД.ММ.ГГ по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается материалами дела.
При таком положении административный надзор в отношении Х. подлежит установлению на основании пункта 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре. Учитывая, что приговором суда совершение Х. преступления при опасном либо особо опасном рецидиве преступлений не установлено, применение судом в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 3 названного Федерального закона ошибочно.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2, и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Следовательно, с учетом фактических обстоятельств дела, личности лица, отбывшего наказание, его поведения после освобождения административный надзор в отношении Х. правомерно установлен на срок 2 года. При этом ссылки суда на пункт 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре при установлении срока административного надзора ошибочны.
В силу пункта 2 части 3 статьи 5 срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Соответственно, срок административного надзора в отношении Х. подлежит исчислению со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В связи с этим указание суда об исчислении срока административного надзора со дня постановки Х. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания со ссылкой на положения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре нельзя признать правильным.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, приведен в статье 4 Закона об административном надзоре.
Административные ограничения, подлежащие применению к Х. (обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов), с учетом личности лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, обстоятельств совершенных правонарушений, определены судом верно, являются необходимыми для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лицо, освобожденное из мест лишения свободы и имеющее непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при наличии предусмотренных законом оснований, согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению, апелляционное представление прокурора Табунского района - удовлетворению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Табунского районного суда Алтайского края от 02 октября 2018 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министретсва внутренних дел Российской Федерации "Кулундинский" об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Х. удовлетворить.
Установить в отношении Х, "данные изъяты" административный надзор на срок два года со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Установить в отношении Х. следующие административные ограничения:
- обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.