Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю,
судей Соболевой С.Л, Скляр А.А.
при секретаре Клименко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Ц. на решение Романовского районного суда Алтайского края от 19 октября 2018 года
по делу по административному иску прокурора Романовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Романовскому районному Совету депутатов Алтайского края, Ц. о признании решения незаконным, возложении обязанности о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Романовского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Романовскому районному Совету депутатов Алтайского края, Ц, в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края об отказе в удовлетворении требований прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Романовского районного Совета депутатов Алтайского края Ц. в связи с неисполнением им обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, а также супруги за 2017 год. Просил возложить на Романовский районный Совет депутатов Алтайского края обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Ц.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в результате прокурорской проверки установлено, что Ц. с ДД.ММ.ГГ является депутатом Романовского районного Совета депутатов седьмого созыва. В нарушение требований закона сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруги за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ им в срок до ДД.ММ.ГГ в кадровую службу представлены не были. Опрошенный в прокуратуре района депутат Ц. пояснил, что такие сведения им не представлены, поскольку такая обязанность на него не возложена.
Решением Романовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора Романовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Романовскому районному Совету депутатов Алтайского края удовлетворены.
Признано незаконным решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в части отказа в удовлетворении представления прокурора Романовского района Алтайского края о досрочном прекращении полномочий депутата Романовского районного Совета депутатов Алтайского края Ц.
На Романовский районный Совет депутатов Алтайского края возложена обязанность на ближайшей сессии со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутата Ц. в связи с неисполнением им обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, расходах и своей супруги, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.
С решением суда не согласился административный ответчик Ц, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и вынести новое об отказе в иске.
В обоснование своих требований ссылается на то, что в соответствии с законом не обязан был представлять сведения о своих доходах и имуществе, а также доходах и имуществе своей супруги. Обращает внимание на то, что свои обязанности он исполняет безвозмездно, единственным его доходом является пенсия. Его супруга является индивидуальным предпринимателем, ежегодно представляет сведения в налоговый орган о своих доходах. ДД.ММ.ГГ Романовский районный Совет депутатов Алтайского края принял решение N 4 "Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Романовский район и должности муниципальной службы и членов их семей". В данном решении депутаты районного Совета не значатся. В районном Совете кадровая служба отсутствует. Прокурор не обладает правом на обращение в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц.
От председателя Романовского районного Совета депутатов, а также заместителя прокурора Романовского района Алтайского края поступили в суд письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, выслушав прокурора Б, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и это подтверждается материалами настоящего административного дела, решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ признаны полномочия депутатов, избранных по избирательным округам и правомочности Романовского районного Совета депутатом седьмого созыва. Согласно данному решению Ц. избран депутатом по трехмандатному округу ***.
В ходе осуществления проверки, проведенной прокуратурой Романовского района Алтайского края, выявлены нарушения депутатом Романовского районного Совета депутатов Ц. действующего законодательства о противодействии коррупции в части предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.
В связи с этим прокурором Романовского района Алтайского края ДД.ММ.ГГ в адрес Романовского районного Совета депутатов Алтайского края было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, в том числе с требованием о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Романовского районного Совета депутатов Романовского района Алтайского края Ц.
Решением Романовского районного Совета депутатов седьмого созыва *** от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении представления прокурора о принятии решения о прекращении полномочий депутата Ц. отказано.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений и материальный закон их регулирующий.
Судом было правильно установлено, что решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в части отказа в удовлетворении представления прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата Романовского районного Совета депутатов Алтайского края Ц. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1), а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3).
Как установлено пунктом 3 названного Положения, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственными служащими, замещающими должности государственной службы, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Указом Губернатора Алтайского края от 16.01.2015 N 1 утверждено Положение о представлении гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Алтайского края, и государственным гражданским служащим Алтайского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно п. 2 данного Положения сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании.
К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абзац семнадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Статьей 35 Регламента Романовского районного Совета депутатов Алтайского края предусмотрено, что основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутата районного Совета устанавливаются Федеральным законом и Уставом района.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается большинством голосов от общего числа избранных депутатов. В решении одновременно устанавливается дата досрочного прекращения полномочий депутата.
Таким образом, из указанных положений нормативных правовых актов следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Не обоснована ссылка в апелляционной жалобе на утвержденный решением Романовского районного Совета депутатов от 28.03.2018 N 4 Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Романовский район и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, поскольку данный нормативный правовой акт органа местного самоуправления не регулирует правоотношения по предоставлению этих сведений.
Не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что не определен орган, в который Ц. обязан был представлять сведения о своих доходах и доходах своей супруги.
В силу ст. 11.3 Закона Алтайского края от 03.06.2010 N 46-ЗС "О противодействии коррупции в Алтайском крае" лицо, претендующее на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицо, замещающее указанную должность, представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Алтайского края через орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений, созданный Губернатором Алтайского края (далее - орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений).
Лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, передает сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений самостоятельно либо через структурное подразделение (должностное лицо) органа местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, уполномоченное главой местной администрации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, определив способ восстановления нарушенного права путем возложения на Романовский районный совет народных депутатов Алтайского края на ближайшей сессии со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутат Ц. в связи с неисполнением им своих обязанностей по предоставлению сведений о доходах, расходах и своей супруги, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Романовского районного суда Алтайского края от 19 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Ц. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.