Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю,
судей Соболевой С.Л, Скляр А.А,
при секретаре Клименко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Уланского А. Н. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 23 октября 2018 года
по делу по административному исковому заявлению Уланского А. Н. к Администрации города Бийска, Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уланский А.Н. обратился в суд с административным иском к Администрации города Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", в котором просил признать незаконным отказ МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", выраженный в письме от ДД.ММ.ГГ ***, в предоставлении земельного участка площадью ***, по адресу: "адрес", восточнее жилого дома по "адрес", в собственность за плату; возложить на МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" обязанность предоставить административному истцу указанный земельный участок в собственность за плату; взыскать с МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование требований указано, что Уланский А.Н. и Уланская М.Н. являются собственниками гаражного бокса ***, расположенного в "адрес", восточнее жилого дома по "адрес", право общей совместной собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанный объект недвижимости с кадастровым номером *** площадью 20,2 кв.м расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, на котором размещены и иные объекты недвижимости. Для эксплуатации гаражного бокса административный истец обратился в МБУ "Управление "Единое окно" Администрации города Бийска" для формирования земельного участка. В результате земельный участок с кадастровым номером *** уменьшился на площадь 29 кв.м вновь образованного земельного участка. Новый земельный участок площадью 29кв.м расположен по адресу: "адрес", восточнее жилого дома по "адрес", под гаражным боксом ***. ДД.ММ.ГГ административный истец обратился в МКУ"Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Однако письмом от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что образование земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах квартала (микрорайона), застроенного многоквартирными домами, не допускается. С данным отказом административный истец не согласен, поскольку каких-либо ограничений для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность не установлено. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, не имеется.
Ссылка в отказе на отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, противоречит положениям п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено исключительное право собственников зданий, сооружений на приобретение в собственность земельных участков, на которых располагаются указанные объекты недвижимости.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 23октября2018 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Уланский А.Н. просит отменить решение суда и удовлетворить административные исковые требования. В обоснование жалобы указано, что подпункт 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит применению к спорным правоотношениям. Не учтено, что земельный участок с кадастровым номером *** уже образован из земель населенного пункта "адрес", что подтверждается договором аренды, заключенным с Шуриновым М.Ю. При этом согласно п.1.2 договора аренды земельный участок предоставлен в соответствии с утвержденным генеральным планом города для строительства капитальных гаражей - земли гаражей и автостоянок. Кроме того, проект межевания территории, в границах которой распложен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывался. Земельный участок не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд. Жилая зона ЖЗ1 в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, разделена на земельные участки, в том числе на земельный участок с кадастровым номером ***, указанный участок предоставлен в соответствии с утвержденным генеральным планом города, межевание участка проведено. "адрес" "адрес" жилой зоны ЖЗ1 разделен на земельные участки, межевание которых проведено. Поскольку застроенная территория разделена на земельные участки, проект межевания территории для испрашиваемого земельного участка не требуется.
В письменных возражениях МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" просит об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились административный истец Уланский А.А, представитель административного ответчика МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" Зарубина А.А. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав Уланского А.А, настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя административного ответчика МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации "адрес"" Зарубину А.А, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГ Уланский А.Н. обратился в МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", восточнее жилого дома по "адрес", гаражный бокс ***, площадью 29 кв.м, в собственность за плату на основании ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для эксплуатации капитального гаража.
ДД.ММ.ГГ письмом *** МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 4 п. 3 ст. 11.3, подп. 1 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что образование испрашиваемого земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах квартала (микрорайона), застроенного многоквартирными домами, не допускается.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Вместе с тем в силу п. 2 указанной статьи образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Подпунктом 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры (ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 35 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).
В силу ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Таким образом, как следует из системного анализа приведенных норм, если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка должно осуществляться на основе проекта межевания территории.
Установив, что испрашиваемый административным истцом земельный участок относится к землям населенных пунктов, находится в жилой зоне ЖЗ1 (жилая подзона многоэтажной жилой застройки (от 5 и более этажей) с учреждениями и предприятиями повседневного использования, связанными с проживанием граждан, а также объектами инженерной и транспортной инфраструктур), входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами, расположен в непосредственной близости с многоквартирными жилыми домами N ***, *** по "адрес" в "адрес", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение законно и обоснованно, поскольку при указанных обстоятельствах образование испрашиваемого земельного участка должно осуществляться исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Факт расположения испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, подтверждается исполнительной съемкой гаражного бокса ***, расположенного по адресу: "адрес", восточнее дома по "адрес" (л.д. 8), фрагментом карты градостроительного зонирования (л.д. 38, 80).
При этом судебной коллегией также учитывается, что в силу подп. 1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Кроме того, в соответствии с п. 31 Федерального закона от 23июня2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Так, согласно п. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 22 декабря 2015 года N123-ЗС "О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности" определено в качестве одного из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории - представление заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
Таким образом, МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", являясь уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обоснованно реализовало свое право на принятие решения об отказе в предварительном согласовании земельного участка согласно представленной схеме расположения образуемого объекта недвижимого имущества.
Доводы жалобы о том, что земельные участки в районе расположения гаража образованы, проект межевания территории, в границах которой распложен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывался, испрашиваемый земельный участок не изъят и не зарезервирован для муниципальных нужд, проект межевания территории для испрашиваемого земельного участка не требуется, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции, поскольку в целях предоставления земельного участка административному истцу необходимо его образовать, между тем образование земельного участка в данном случае подлежит осуществлению исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории в силу прямого указания закона.
Ссылки в жалобе на то, что весь микрорайон 14 жилой зоны ЖЗ1 разделен на земельные участки, межевание которых проведено, не могут быть приняты. Проект межевания территории, которым был бы образован испрашиваемый административным истцом земельный участок под гараж, находящийся в собственности административного истца, представлен не был, административный истец на его наличие не указывал. Напротив, к административному иску приложена неутвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории квартала ***.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 23 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уланского А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Бабушкин С.А. Дело ***а-11746/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ "адрес"
Судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю,
судей Соболевой С.Л, Скляр А.А,
при секретаре Клименко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Уланского А. Н. на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по административному исковому заявлению Уланского А. Н. к Администрации "адрес", Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации "адрес"" об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Уланского А. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.