Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В,
судей Зацепина Е.М, Скляр А.А.
при секретаре Клименко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района города Барнаула Алтайского края на решение Железнодорожного районного суда города Барнаула от 19 октября 2018 года
по делу по административному исковому заявлению прокурора Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к установлению для многодетных семей меры социальной поддержки за счет средств бюджета Алтайского края в целях компенсации расходов в размере не ниже 30 % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на территории Алтайского края. Административный истец также просил возложить на Правительство Алтайского края обязанность принять меры к установлению для многодетных семей меры социальной поддержки за счет средств бюджета Алтайского края в целях компенсации расходов в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на территории Алтайского края.
В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор ссылался на абзац 2 подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", которым правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Вопросы социальной защиты многодетных семей отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должна осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431, является исключительно расходным полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Именно на Правительстве Алтайского края как высшего органа исполнительной власти лежит обязанность по исполнению Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431.
Однако Правительство Алтайского края не выполнило предусмотренную федеральным законодательством обязанность.
Законом Алтайского края от 29.12.2006 N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае" лишь частично реализованы меры, перечисленные в п. 1 Указа Президента Российской Федерации о 05.05.1992 N 431, и не предусмотрена возможность получения многодетными семьями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2002 N 68-О, пробел в законодательном регулировании не может служить препятствием в реализации вытекающих из Конституции Российской Фендерации прав и законных интересов граждан.
Прокуратурой края ДД.ММ.ГГ в адрес врио Губернатора Алтайского края, председателя Правительства Алтайского края направлялось письмо с предложением рассмотреть вопрос об инициировании принятия нормативного правового акта, устанавливающую меру социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431. По результатам рассмотрения письма представлен ответ от ДД.ММ.ГГ об отсутствии оснований для введения в крае такой меры социальной поддержки.
Решением Железнодорожного районного суда города Барнаула от 19 октября 2018 года оставлены без удовлетворения административные исковые требования прокурора Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Алтайского края и возложении обязанности совершить определенные действия.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции материального закона.
Так, суд не учел, что отсутствие разработанного порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержки многодетных семей", не может служить основанием для бездействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению категорий семей, подпадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431, и предоставлению им соответствующей скидки. Как видно из преамбулы Закона Алтайского края от 29.12.2006 N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае", данный закон не принимался во исполнение названного выше Указа Президента Российской Федерации. Указанный закон Алтайского края устанавливает дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей в целях создания условий для полноценного развития, воспитания и образования детей из многодетных семей и улучшения демографической ситуации в Алтайском крае. При этом расходы по обеспечению указанных мер являются расходными обязательствами Алтайского края.
В суде апелляционной инстанции прокурор Б. поддержала доводы апелляционного представления, просила его удовлетворить. Представитель административного ответчика С. просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Б, представителя Правительства Алтайского края С, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Пунктом 3 данного Указа Президента Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Такой порядок до настоящего времени не разработан. Тем самым финансирование предусмотренных указанным нормативным актом мер социальной поддержки на субъекты Российской Федерации не возложено.
При разрешении настоящего административного спора суд первой инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений и материальный закон, их регулирующий.
Так, подп. 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В силу статьи 26.3.1 данного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В Алтайском края принят Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 года N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае", который определилкатегорию семей, относящихся к многодетным, а также установилмеры социальной поддержки многодетных (имеющих и воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет) семей.
Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
При разрешении настоящего дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Федеральный закон N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принят позже Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" и по своей юридической силе имеет приоритет над ним, содержит основы правового регулирования возникших правоотношений, в том числе по вопросу разграничения полномочий при принятии нормативных правовых актов.
В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета федеральному законодательству не противоречит и прав граждан не нарушает.
На основании изложенного, доводы апелляционного представления не могут повлечь отмену решения суда. Оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Барнаула от 19 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Железнодорожного района города Барнаула Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.