Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П,
судей Ковалюк Л.Ю, Бакланова Е.А,
при секретаре Ждановой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации Первомайского района Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 сентября 2018 года по делу по административному исковому заявлению В. к Администрации Первомайского района Алтайского края об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Первомайского района, в котором с учетом последующего уточнения требований просила:
- признать незаконным бездействие Администрации Первомайского района, выразившееся в отсутствии организации на территории района в месте расположения дома В. тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; неучастии муниципального района в дорожной деятельности по ремонту и эксплуатации дороги, неорганизации сбора и вывоза отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности; непринятии мер по включению земельного участка, на котором расположен дом, принадлежащий В, в границы поселения Боровихинский сельсовет Первомайского района и непринятии процессуального решения по данному вопросу;
- обязать административного ответчика организовать тепло-, водо-, газоснабжение, водоотведение индивидуальных жилых домов на территории ООО "Гренада"; осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильной дороги по направлению с трассы М-52 до санатория ООО "Гренада", обеспечить безопасность движения на дороге путем осуществления полномочий по содержанию дороги и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; проводить оценку технического состояния дороги, мероприятия по текущему, капитальному ремонту и содержанию дороги в зимний и летний периоды в соответствии с установленными нормами и правилами; организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; выполнить мероприятия по включению земельного участка, на котором расположен дом, принадлежащий В, в границы поселения Боровихинский сельсовет Первомайского района, принять процессуальное решение по обращению истца.
Требования мотивированы тем, что В. проживает на территории ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада" по адресу: Первомайский район, примерно в 250 м от восточной части п. Казачий по направлению на север, является собственником жилого помещения по указанному адресу. В период до сентября 2017 года жилое помещение отапливалось тепловой энергией, поставляемой МУМКП ЗАТО "Сибирский" в адрес ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада" посредством тепловой сети, принадлежащей на праве собственности последнему. Однако весной 2017 года В. направлено уведомление о выводе тепловой сети из эксплуатации в связи с тем, что ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада" не является энергоснабжающей организацией и не вправе поставлять ресурс в дома, не вправе брать денежные средства за потребленный ресурс. Водоснабжение осуществляется со скважины ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада" по наружным сетям холодного водоснабжения, в связи с чем не исключено промерзание водопровода. В. обратилась в Администрацию Первомайского района по вопросу включения принадлежащего ей дома и земельного участка, на котором он расположен, в границы села Боровиха Первомайского района, однако какого-либо процессуального решения по данному вопросу Администрацией Первомайского района не принято. Также указано, что В. обращалась с требованиями, в том числе, об организации тепло-, водо-, газоснабжения индивидуальных жилых домов на территории ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада", об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги по направлению с трассы М-52 до ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада", создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На указанное обращение дан ответ о выполнении перечисленных мероприятий, что не соответствует действительности.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, Администрация Боровихинскиого сельсовета Первомайского района, ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада".
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 марта 2018 года административные исковые требования Величко И.Ф. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 11 июля 2018 года решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 марта 2018 года отменено, административное дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Первомайского района.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 сентября 2018 года административные исковые требования Величко И.Ф. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Администрации Первомайского района, выразившееся в неосуществлении полномочий по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, неучастии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в месте расположения жилого помещения В. по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Первомайский район, санаторий-профилакторий "Гренада", примерно в 250 метрах от восточной части поселка Казачий в направлении на север, непринятии мер в целях осуществления дорожной деятельности в отношении дороги, ведущей от федеральной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией до места с ранее указанным адресом.
На Администрацию Первомайского района возложена обязанность осуществлять в установленном порядке полномочия по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию и иному обращению с твердыми коммунальными отходами (обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) в месте расположения жилого помещения В. по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Первомайский район, санаторий-профилакторий "Гренада", примерно в 250 метрах от восточной части поселка Казачий в направлении на север, принять меры в целях осуществления дорожной деятельности в отношении дороги, ведущей от федеральной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией до места с ранее указанным адресом.
В остальной части административного иска отказано. С Администрации Первомайского района в пользу В. взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Администрация Первомайского района просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с действующим законодательством организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах установленных полномочий, а также сбор отходов производства и потребления, дорожная деятельность осуществляются в границах какого-либо поселения. Поскольку судом отказано удовлетворении требований в части выполнения мероприятий по включению дома и земельного участка в границы поселения, у администрации района отсутствует возможность осуществлять указанные полномочия вне границ поселения.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции явились представитель административного истца А, представитель административного ответчика Администрации Первомайского района и заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Первомайского района Д. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Администрации Первомайского района и заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Первомайского района Д, поддержавшую жалобу, представителя административного истца А, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела).
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией района допущено незаконное бездействие по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения в месте расположения жилого помещения В, по участию в дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги по направлению с трассы Р-256 до санатория-профилактория "Гренада".
Судебная коллегия считает выводы суда в данной части правильными в связи со следующим.
Судом установлено, что жилое помещение административного истца В. расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, примерно в 250 метрах от восточной части п. Казачий по направлению на север, находится на территории, не входящей в состав какого-либо населенного пункта Первомайского района, однако включенной в состав сельского поселения - муниципальное образование Боровихинский сельсовет Первомайского района. Данный земельный участок находится в аренде у ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада", а также у граждан, в том числе В, на основании соглашения о присоединении к договору аренды земельного участка на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Вопросы местного значения муниципального района регламентированы в статьях 14-15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании ч.ч. 3,4 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 14); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14).
Статьей 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1).
Аналогичные положения содержатся в п.п. 4, 5, 16 ст. 5 Устава муниципального образования Первомайский район Алтайского края. Статьями 46 и 50 Устава решение названных вопросов местного значения отнесено к полномочиям администрации района.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
Так, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены в ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которой на территории сельского поселения к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения и водоотведения, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (п. 4) и иные полномочия.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения определены в ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с которой на территории сельского поселения к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (п. 6) и иные полномочия.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 13 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В ч. 2 данной статьи указано, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 2 ст. 11 Закона Алтайского края от 03 декабря 2008 года N 123-ЗС "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Учитывая изложенные нормы, судебная коллегия признает обоснованными выводы суда о том, что полномочия в обозначенных областях применительно к Боровихинскому сельсовету Первомайского района реализуются органами местного самоуправления Первомайского района.
При этом ни в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни в приведенных специальных федеральных законах осуществление полномочий по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения не ставится в зависимость от такого критерия, как нахождение территории и проживание населения именно в границах населенных пунктов. Данные полномочия реализуются по отношению к населению, проживающему в сельском поселении (не только в населенных пунктах сельского поселения).
Согласно Пояснительной записке к Генеральному плану муниципального образования Боровихинский сельсовет Первомайского района Алтайского края, утвержденного решением Совета депутатов Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 19 октября 2017 года N 41, теплоснабжение Боровихинского сельсовета частично централизованное. В селе Боровиха располагаются четыре котельных. Теплоснабжение индивидуальных жилых домов и других зданий осуществляется путем печного отопления и котлами на твердом и газовом топливе. Теплоснабжение п. Лесной и п. Казачий осуществляется путем печного отопления и котлами на твердом и газовом топливе. Водоснабжение с. Боровиха, п. Казачий и п. Лесной в настоящее время осуществляется одиночными скважинами. Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения являются подземные воды. Водозабор в с. Боровиха осуществляется из восьми скважин. В п. Казачий и п. Лесной водозаборные сооружения отсутствуют. В настоящее время на территории Бороихинского сельсовета система водоотведения децентрализованная. Сброс хозяйственно-бытовых сточных вод с индивидуальной застройки осуществляется в отдельные септики и выгреба с последующим вывозом на поля фильтрации. Централизованное газоснабжение природным газом муниципального образования частичное (центральная часть с. Боровиха и западная часть п. Казачий).
При этом согласно ответу Администрации Боровихинского сельсовета Первомайского района от ДД.ММ.ГГ *** на территории данного муниципального образования утвержденных в установленном порядке схем тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения не имеется.
Согласно ответу Администрации Первомайского района от ДД.ММ.ГГ *** в муниципальном образовании Боровихинский сельсовет Первомайского района схемы тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения находятся в стадии разработки.
В судебном заседании представитель администрации района Д. пояснила, что схемы снабжения ресурсами по тепло-, газо- и водоснабжению на данный момент не утверждены.
Как неоднократно указывалось Администрацией Первомайского района, организация тепло-, водо-, газоснабжения индивидуальных жилых домов на территории ООО "Санаторий-профилакторий "Гренада" не производилась, так как эти дома не входят в границы какого-либо населенного пункта (л.д. 69).
Таким образом, в настоящее время администрацией района полномочия по организации тепло-, водо-, газоснабжения, водоотведения в месте расположения жилого дома В. не реализуется.
Соглашение о передаче полномочий Администрацией Первомайского района Алтайского края Администрации Боровихинского сельсовета Первомайского района части своих полномочий по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения в границах муниципального образования Боровихинский сельсовет, утвержденное решением Первомайского районного собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, было заключено на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, то есть на момент принятия судом решения указанные полномочия осуществлялись Администрацией Первомайского района (л.д. 14-15 т. 3).
С учетом изложенного судом обоснованно установлено, что Администрация Первомайского района в месте расположения жилого помещения В. не реализует полномочия по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, что не оспаривается в апелляционной жалобе. Каких-либо доказательств, опровергающих данный факт, в материалах дела не имеется.
Кроме того, судом установлен факт существования автомобильной дороги, ведущей от федеральной автодороги Р-256 к территории санатория-профилактория "Гренада".
Согласно ответу Администрации Боровихинского сельсовета от ДД.ММ.ГГ *** данная дорога находится в границах муниципального образования Боровихинский сельсовет, но не входит в границы каких-либо населенных пунктов (л.д. 31 т. 3).
В ответе Администрации Первомайского района от ДД.ММ.ГГ *** указано, что дорожную деятельность, а также мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения в отношении вышеуказанной автомобильной дороги администрация района не осуществляет (л.д. 39 т. 3).
На запрос суда Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 79) сообщено, что спорная дорога не входит в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 ода N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" и постановление Администрации Алтайского края от 27 апреля 2009 года N 188 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения").
Оснований полагать, что дорога является частной, также не имеется.
Как установлено ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Принимая во внимание, что дорога, ведущая от федеральной автодороги Р-256 к территории санатория-профилактория "Гренада", находится в границах муниципального образования Боровихинский сельсовет Первомайского района, за пределами границ какого-либо населенного пункта, предназначена для дорожного движения, используется неограниченным кругом лиц, суд обоснованно указал, что данная дорога с учетом классификации автомобильных дорог является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
При этом соглашение о передаче Администрацией Первомайского района администрации Боровихинского сельсовета Первомайского района части своих полномочий по осуществлению дорожной деятельности, утвержденное решением Первомайского районного собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, было заключено лишь в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования Боровихинский сельсовет (л.д. 17-18 т. 3).
Поскольку дорожная деятельность в отношении указанной дороги Администрацией Первомайского района не осуществляется, что не оспаривается, в данном случае также имеет место незаконное бездействие администрации района.
Невключение спорной дороги в Перечень дорог местного значения Первомайского района Алтайского края, в реестр муниципальной собственности не освобождает административного ответчика от осуществления возложенной на него в соответствии с действующим законодательством обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района.
Вместе с тем судебная коллегия не соглашается с выводами суда о том, что администрацией района допущено незаконное бездействие, выразившееся в неучастии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в месте расположения жилого помещения В.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 7 Закона Алтайского края от 11 февраля 2008 года N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае" в редакции, действующей на момент принятия судом решения, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений.
28 августа 2018 года Первомайским районным собранием депутатов Алтайского края принято решение N 78 "О положении об участии в организации деятельности по бору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Первомайский район". Данным положением к полномочиям Администрации Первомайского района также отнесено участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района.
Порядок организации сбора твердых бытовых отходов регламентирован в разделе 6 Правил благоустройства территории муниципального образования Боровихинского сельсовета Первомайского района, утвержденным Решением Совета депутатов Боровихинского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 19 апреля 2018 года N 9. Согласно данным Правилам сбор и вывоз отходов и мусора осуществляется по контейнерной или бестарной системе в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами (п. 6.19); для сбора отходов и мусора владельцы контейнерной площадки, домовладельцы, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, либо специализированные организации, осуществляющие вывоз мусора, организуют место временного хранения отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание (п. 6.20); удаление отходов с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории в многоквартирных домах осуществляется организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, самостоятельно, либо специализированными организациями, осуществляющими вывоз мусора по договорам, заключенным с домовладельцами или с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами (п. 6.25); удаление мусора с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, расположенной в зоне индивидуальной жилой застройки, производится специализированными организациями, осуществляющими ввоз мусора (п. 6.26).
Согласно ответу Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***/п/176622 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Барнаульской зоны, в которую входит Первомайский район, является АО "ЭКО-Комплекс".
Как указано в ответах Администрации Боровихинского сельсовета Первомайского района от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, на территории с. Боровиха, п. Казачий, п. Лесной контейнеры для сбора бытового мусора у населения отсутствуют (существует бестарная система сбора и вывоза отходов и мусора). Вывоз бытового и строительного мусора у населения осуществляет компания ООО "Экочист" путем заключения индивидуальных договоров на оказание услуг с собственником домовладения. Вывоз бытового мусора осуществляется два раза в неделю (л.д. 103 т. 2, л.д. 31-33 т. 3).
В силу ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 указанного Федерального закона предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
Таким образом, В. не лишена возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, а бездействие администрации района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в месте расположения жилого помещения В. отсутствует.
Кроме того, решением суда на административного ответчика возложена обязанность осуществлять в установленном порядке полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию и иному обращению с твердыми коммунальными отходами (обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) в месте расположения жилого помещения В. Между тем, приведенными выше положениями закона к обязанностям органов местного самоуправления муниципальных районов на территории сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Доводы жалобы о том, что у администрации района отсутствует возможность осуществлять полномочия по организации тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, дорожную деятельность, поскольку судом отказано в удовлетворении требований в части выполнения мероприятий по включению земельного участка, на котором расположен дом, принадлежащий В, в границы поселения Боровихинского сельсовета Первомайского района, являются безосновательными. Судом отказано в удовлетворении названного требования в связи с тем, что данный земельный участок включен в территорию Боровихинского сельсовета Первомайского района.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части, в которой признано незаконным бездействие Администрации Первомайского района, выразившееся в неучастии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в месте расположения жилого помещения В, и возложена обязанность осуществлять в установленном порядке полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию и иному обращению с твердыми коммунальными отходами (обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение), с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований. В остальной части оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 20 сентября 2018 года отменить в части, в которой признано незаконным бездействие Администрации Первомайского района Алтайского края, выразившееся в неучастии в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в месте расположения жилого помещения В. по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, Первомайский район, санаторий-профилакторий "Гренада", примерно в 250 метрах от восточной части поселка Казачий в направлении на север, и возложена обязанность осуществлять в установленном порядке полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию и иному обращению с твердыми коммунальными отходами (обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение).
Принять в данной части новое решение, которым отказать в удовлетворении требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Первомайского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.